Вадимов-Маркеллов Александр Алексеевич
Вади́мов-Марке́ллов Алекса́ндр Алексе́евич (псевдоним Алли-Вад) [17(29).6.1895, село Подвязье Нижегородской губернии, ныне Богородского района Нижегородской области – 5.3.1967, Москва; похоронен на Ваганьковском кладбище], российский артист эстрады и цирка, иллюзионист-манипулятор, публицист, писатель.
Сын управляющего усадьбой Подвязье, принадлежавшей купцу С. М. Рукавишникову (ныне Музей-усадьба Приклонских – Рукавишниковых). В 1915 г. окончил Владимирское реальное училище. Во время учёбы принимал участие в театральных постановках самодеятельных коллективов.
В 1915 г. призван в армию, воевал на фронтах Первой мировой войны 1914–1918 гг., с 1916 г. в эвакуации после контузии. В 1918 г. переехал в Саратов, где работал в театре миниатюр, откуда добровольно отправился на фронт в расположение Рабоче-Крестьянской Красной Армии для организации культурно-развлекательных мероприятий для солдат, работал артистом и режиссёром при 30-й и 25-й Чапаевской стрелковых дивизиях. Летом 1919 г. по поручению В. И. Чапаева организовал небольшой передвижной цирк для обслуживания частей Красной Армии.
В 1919 г. организовал профсоюз «Арти-Фото-Кин», за что в 1924 г. был награждён почётным знаком «ВСЕРАБИС. 5-летие Союза работников искусств» (см. в статье Всерабис). С 1921 г. играл в театрах Москвы, среди ролей: Лука («На дне» М. Горького), купец Иван Восмибратов («Лес» А. Н. Островского), профессор Максим Горностаев («Любовь Яровая» К. А. Тренёва). Снялся в эпизодической роли в фильме «Машинист Ухтомский» (режиссёр А. А. Дмитриев, 1926). Тогда же (1920-е гг.) выступал на эстраде как конферансье и демонстрировал простые иллюзионные трюки, основанные на манипуляции.
Под влиянием гастролировавшего в СССР голландского иллюзиониста Окито (Тобиас «Тео» Лендерт Бамберг, 1875–1963) увлёкся искусством иллюзии. В 1927 г. профсоюзом работников искусств был командирован в берлинскую «Академию магических искусств» Ф. В. Конради-Хорстера, где на собственные средства закупил современную аппаратуру для демонстрации иллюзионных номеров и прошёл обучающий курс по её эксплуатации. Вернувшись в СССР, подготовил иллюзионный аттракцион «Алли-Вад», в котором выступал в образе индийского чародея. Одним из первых в стране начал демонстрировать иллюзионные номера на цирковом манеже (а не на сцене).
С 1931 г. артист Центрального управления государственных цирков (ныне Российская государственная цирковая компания). Вадимов-Маркеллов изобретал новые иллюзионные трюки для своих выступлений в цирке, для мюзиклов, театральных постановок, цирковых спектаклей. Исследователь иллюзионного искусства В. Т. Пономарёв писал: «В 1932 г. иллюзионист А. А. Вадимов (сценическое имя Алли-Вад) усовершенствовал трюк "Протыкание стальной иглой". Номер был усложнён: теперь человек, "проткнутый" иглой со вдетой в иглу лентой, сходил с ленты…
Алли-Вад изобрёл много трюков, разгадал многие трюки зарубежных коллег, усовершенствовал их и сам изготовил сложную иллюзионную аппаратуру.
В 1934 г. в ленинградском цирке Алли-Вад для постановки феерии по повести Н. В. Гоголя "Ночь накануне Ивана Купала" разработал систему "подземного хозяйства". Теперь такая система как с двумя, так и с тремя люками, соединёнными ходом за занавес, широко применяется во многих цирках» (цит. по Пономарев. 2007. С. 186–187).
Среди известных номеров Алли-Вада: «Появление вазы с огнём», «Превращение огня в цветы», «Тамбурин», «Винная бочка», «Саркофаг», «Портретный фокус» (с портретами десяти русских писателей), «Сон на острие меча», «Стол спиритов» и др. Ю. А. Дмитриев писал: «Алли-Вад соединял в своих номерах искусство иллюзиониста и манипулятора. Это давало ему возможность постоянно разнообразить свой репертуар. А. А. Вадимов достиг высокого мастерства и как иллюзионист, и как манипулятор. Драматический актёр в прошлом, он обильно насыщал свои выступления остроумными шутками, разговорная часть номера удачно дополняла трюковую. Вадимов демонстрировал свои номера легко, весело и непринуждённо, превращая фокусы в шутки и головоломки. <…> ...Он изобрёл аппарат, называющийся "тамбурин". Фокусник демонстрировал широкий, но тонкий шестигранник, стоящий на ножках. Зрителям было очевидно, что спрятаться в стенках этого шестигранника невозможно. Потом шестигранник с двух сторон закрывали бумагой, фокусник прорывал бумагу и вытягивал оттуда цветную ленту, затем из "тамбурина" выскакивали две девушки.
В номере "Саркофаг" ассистентка входила в ящик, напоминающий саркофаг (гробницу) древних египтян. Ящик при помощи троса подтягивали под купол цирка, причём из ящика торчала часть платья девушки. Наверху ящик открывался, и, к удивлению зрителей, он оказывался пустым. Казалось, девушка растворилась в воздухе. И вдруг... она появлялась среди зрителей» (Дмитриев Ю. А. [Предисловие]. 1959. С. 8).
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. выступал в воинских частях на передовой, в госпиталях, на предприятиях в тылу. В 1943 г. в освобождённом Сталинграде (ныне Волгоград) принимал участие в создании цирка-шапито, был его художественным руководителем. За деньги, собранные на производство танка «Советский цирк», получил благодарность И. В. Сталина.
В 1949 г. выпустил новую иллюзионную программу в постановке режиссёра и циркового артиста И. Б. Немчинского и первым в стране вышел на манеж с иллюзионными номерами в жанре политической буффонады. В 1956 г. завершил артистическую деятельность.
Последние 11 лет жизни занимался изучением истории и технических приёмов иллюзионного жанра, опубликовал ряд книг и статей. Описание фокусов для любителей опубликовано в сборниках, в журналах «Клуб и художественная самодеятельность» (1964, № 10; 1964, № 16; 1965, № 18; 1966, № 23; 1968, № 22), «Наука и жизнь» (1963, № 10. «Реальные достижения фокусников-любителей». С. 66–67), «Советская эстрада и цирк» (1966, № 10. «Волшебники обмениваются опытом». С. 26–27).
Жена – Вера Григорьевна Маркеллова (урождённая Рябова) (27.9.1896–14.4.1967), драматическая актриса, артистка цирка. Ассистировала мужу; под псевдонимом Вера Георгиевна Мирова выступала с самостоятельными иллюзионными номерами «Протыкание шпагами», «Ваза» и др.