Иллюзия «холодной войны»: политическая буффонада А. А. Вадимова-Маркеллова
Иллюзия «холодной войны»: политическая буффонада А. А. Вадимова-Маркеллова. 5 марта 1946 г. У. Черчилль выступил в США со знаменитой Фултонской речью, которую принято считать формальным началом «холодной войны». Всю 2-ю половину 1940-х гг. противостояние социалистического и капиталистического лагерей набирало обороты, градус конфликта рос и деятели искусств, в частности артисты цирка и эстрады, уже не могли не откликаться на происходящее в своих выступлениях. Но если эстрадные комики или ковёрные клоуны быстро подхватили политическую повестку в репризах и антре, то иллюзия ещё некоторое время оставалась жанром вне политики.
Первым из иллюзионистов на веяния времени откликнулся А. А. Вадимов-Маркеллов (псевдоним Алли-Вад). В 1949 г. он совместно с воздушным гимнастом, борцом и режиссёром цирка И. Б. Немчинским поставил новую программу и стал первым в СССР артистом, вышедшим на манеж с иллюзионными номерами в жанре политической буффонады.
Иллюзионист-манипулятор П. А. Назаров, вспоминая выступления Алли-Вада того периода [Назаров П. А. Невзыскательный труд // Советский цирк. 1960. № 5 (32). С. 25], писал, что в его новой программе под формат политической сатиры были адаптированы уже известные фокусы. Так, в трюке «тамбурин» из стоявшего на тонких ножках узкого шестигранника, напоминавшего большой бубен, сквозь его боковую поверхность артист извлекал цветные куски ткани, обувь и прочий реквизит, сопровождая свои действия словами: «Ленты, кружева, ботинки... не хватает только продавщицы, а вот и она!», после чего из плоского «тамбурина» под аплодисменты удивлённых зрителей он выводил девушку, переодетую в костюм продавщицы заграничного магазина. Благодаря комментарию эффектный трюк превращался в политический скетч на тему того, что во «враждебном мире капитализма» всё продаётся и всё покупается.
Иллюзионная программа Алли-Вада была насыщена и новыми фокусами, созданными на злобу дня. Позже они были описаны в книге «От магов древности до иллюзионистов наших дней» (Вадимов А. А. От магов древности до иллюзионистов наших дней / А. А. Вадимов, М. А. Тривас. Москва, 1966. С. 251–252).
Действие номера, посвящённого борьбе за мир, разворачивалось в условной капиталистической стране. Иллюзионист появлялся на манеже с антивоенным плакатом. Полицейский, которого изображал клоун М. П. Калядин, отбирал у Алли-Вада плакат и рвал его на мелкие клочки, но плакат тут же снова возникал в руках иллюзиониста совершенно целым и даже не помятым. Клоун-полицейский с досадой сжигал его, но из пламени вылетал белый голубь с лентой в клюве и приземлялся на плечо фокусника: тот разворачивал ленточку, которая оказывалась уже знакомым зрителю плакатом, призывающим к миру.
В другом номере Вадимов-Маркеллов инсценировал карикатуру, опубликованную в газете «Правда». Некий «американский дядюшка» набивает доллары в машинку, напоминающую устройство для механического отжима белья с двумя валиками, проходя сквозь которые «заморские деньги» превращались в бумажки с надписями «ложь», «клевета», «шпионаж».
Ещё один номер из той же серии политических миниатюр назывался «Буржуазная тюрьма». В клетку, символизирующую тюремную камеру, запирали ассистента, переодетого гангстером. Клетка накрывалась материей. Через мгновение материя сдёргивалась с клетки и гангстер волшебным образом оказывался на свободе в зрительном зале, а взаперти – девушка в образе статуи Свободы.
В мае 1967 г. М. А. Тривас в некрологе, посвящённом иллюзионисту, среди прочих заслуг отдельно подчеркнул его ключевую роль в появлении нового жанра: «Одним из первых Вадимов стал исполнять сюжетные сценки, используя свои трюки для злободневных политических шуток. Он явился, таким образом, одним из создателей нового художественного направления в иллюзионном искусстве» (Тривас М. А. Памяти Александра Вадимова // Советский цирк. 1967. № 5. С. 24).