«Ущелье призывателей»
«Уще́лье призыва́телей» (англ. Summoner's Rift, от summoner – призыватель и rift – ущелье), основная соревновательная карта в турнирах по игре «League of Legends», на которой сражаются 2 команды по 5 человек, пытаясь разрушить основное здание противника. Представляет собой область, где размещены 2 базы (красная и синяя), 3 линии и лес, а также логова Барона Нашора, элементальных драконов и других монстров.
«Ущелье призывателей» – классическая карта для жанра MOBA. Для победы в матче игрокам необходимо продвигаться по трём линиям от базы своей команды до ключевого строения команды оппонента. Укрепления и строения игроков располагаются зеркально: на каждой линии с двух сторон находятся по три башни и одному ингибитору. Основное строение, Нексус, защищено ещё двумя башнями.
Основные строения карты
В «Ущелье призывателей» представлены следующие ключевые строения. Башни – это атакующие строения, размещённые зеркально на верхней, центральной и нижней линиях, а также возле каждого из Нексусов. Иногда башни также называют турелями или вышками. Основное предназначение башен – это ограничение продвижения противников [чемпионов (игровых персонажей) и миньонов (неигровых персонажей)] к главному строению на каждой из баз игроков. Если противник приближается к базе, он автоматически будет атакован мощным лазером, который нанесёт урон, зависящий от количества брони игрока, времени в игре и других изменяемых параметров. По умолчанию башня наносит физический урон со 100 %-ной силой атаки.
Все башни имеют 775 единиц дальности атаки. Эти строения также обладают абсолютным зрением на расстоянии 1200 единиц: башни раскрывают все вражеские ловушки и чемпионов, вне зависимости от использованных ими умений невидимости (которыми обладают некоторые персонажи в игре). Снаряды, которые выпускает башня, летят со скоростью 1200 единиц. Башня атакует как миньонов, так и чемпионов, которыми управляет игрок. По умолчанию она начинает атаковать миньонов, которые подошли достаточно близко, но, если игрок под вражеской башней наносит урон другому игроку, он становится приоритетной целью. Чемпионы также получают урон, если в радиусе атаки башни не осталось живых миньонов.
Приоритет атаки башен: ближайшая уничтожимая вражеская ловушка (призываемый чемпионом «League of Legends» объект, например «Цветы Зайры» или «Шуты Шако»); ближайший вражеский питомец (например, Тибберс чемпиона Энни); случайный вражеский осадный миньон или суперминьон (см. ниже); «Туманная дева» – особо мощное умение чемпиона Йорика; случайный вражеский миньон ближнего боя; случайный вражеский миньон дальнего боя; ближайший вражеский чемпион.
Всего на карте «Ущелья призывателей» находятся 22 башни – по 6 на каждой из трёх линий и по 2 возле Нексусов двух команд. Иногда игроки считают фонтан на каждой базе ещё одной – самой сильной – башней в игре. Фонтан атакует всех врагов мощным лазером с повышенной скоростью и уроном. Он в том числе выбирает целью врагов, которые находятся в специальных, игнорирующих урон формах [исключая эффект предмета (артефакта) – «Песочные часы Жони» и др.].
Параметры защиты башен по ходу игры меняются. Первые башни в «League of Legends» до 14-й минуты имеют повышенную защиту и разрушаемые пластины. После нанесения 1 тыс. единиц урона башне одна пластина исчезает, а чемпионы, которые нанесли ей урон, делят 160 золотых монет. При этом башня на 20 с получает эффект «Оплот», который увеличивает броню и сопротивление магии всех вражеских чемпионов поблизости, кроме первого, на 25 единиц. Эффект суммируется, если в течение 20 с после этого уничтожаются другие пластины.
Среди игроков принято разделять башни по тирам (англ. tier – уровень): на каждой линии первая оборона называется T1, последующие также имеют номера. Башни возле Нексуса – это T4, финальный уровень защиты главного строения каждой команды в игре.
Ингибитор – небоевое строение на карте «Ущелья призывателей» в «League of Legends». Располагается в конце каждой линии, перед башнями 4-го уровня. Всего на карте «Ущелья призывателей» размещены 6 ингибиторов. Как и башни, это уничтожаемые объекты, однако в отличие от атакующих строений они имеют таймер возрождения и регенерацию (15 единиц здоровья за 1 с при общем количестве здоровья 4 тыс. единиц). Урон от автоатак чемпиона по ингибитору равен 100 % базовой силы атаки, 100 % дополнительной силы атаки либо 50 % силы умений, в зависимости от параметров игрока.
Уничтожение ингибитора приводит к появлению суперминьонов – более сильных юнитов, которые движутся в сторону базы врага от базы уничтожившего ингибитор коллектива. Суперминьоны заменяют осадных миньонов, имеют повышенное количество брони, здоровья и атаки. Могут наносить урон как игрокам, так и башням, а также теряют по 5 % здоровья от атак башен 4-го уровня.
Возрождение ингибитора сдерживает последующее появление суперминьонов. От уничтожения строения до его воскрешения проходит ровно 5 мин, при этом за 15 с до этого оба коллектива получают уведомление от игрового комментатора о его скором возрождении (если разрушено несколько ингибиторов, местоположение не уточняется).
Нексус – главное здание каждой команды. Всего в игре находятся 2 Нексуса, разрушение одного из которых приводит к победе команды, сохранившей своё аналогичное здание. Нексус также является местом появления миньонов. Нексус не имеет защитных характеристик – значения его брони и магического сопротивления равны нулю. Запас здоровья Нексуса равен 5500 единиц, при этом здание восстанавливает 25 единиц здоровья 1 раз в 5 с, если было атаковано.
Атаковать Нексус нельзя до разрушения двух башен 4-го уровня, которые расположены рядом с ним. Их в свою очередь нельзя атаковать, если не разрушен хотя бы один из трёх союзных ингибиторов. В качестве шутки компания Riot Games добавила награду за уничтожение Нексуса в размере 50 золотых: во внутриигровых подсказках можно найти упоминание одного из способов заработать такую сумму во время матча: «Если вам не хватает 50 золотых, просто уничтожьте Нексус». Это действие принесёт победу, так что чемпион не сможет потратить полученные средства в игровом магазине. Разрушение Нексуса сопровождается анимацией, в зависимости от стороны (синей или красной), после которой всем игрокам демонстрируется надпись «Победа» или «Поражение».
Монстры
Помимо трёх линий и базы в «Ущелье призывателей» есть лес (или джунгли, по аналогии с англ. jungle). В лесу располагаются лагеря монстров, а также логова Барона Нашора и элементальных драконов по обе стороны от центральной линии. Лес «Ущелья призывателей» условно разделён на 4 сегмента. По центру его разрезает мидлейн (название центральной линии: англ. mid – центр, lane – линия). Перпендикулярно ей на карте протекает река, на которой с одной стороны расположено логово Нашора, с другой – укрытие драконов. Другие области леса на карте зеркальны и населены одинаковыми монстрами.
Все монстры в «Ущелье призывателей» обеспечивают игроков какими-либо усилениями. Ценность монстров разнится: некоторые после убийства дают только опыт или золото, другие – положительные эффекты, которые влияют на силу героев.
Барон Нашор – сильнейший нейтральный монстр в «Ущелье призывателей», появляется в верхней половине карты, на реке, в защищённом стенами логове со стороны красной базы. Он становится доступен на 20 мин противостояния. Убившие Нашора игроки получают усиление «Длань Барона», увеличивающее силу атаки и умений, а также позволяющее с помощью ауры делать союзных миньонов более мощными, находясь рядом с ними на линии.
Герольд Бездны – монстр, который появляется на 10-й минуте в «Ущелье призывателей», в логове Барона Нашора, и исчезает (если не был убит) на 20-й минуте противостояния. Погибая, оставляет глаз Герольда, с помощью которого можно призвать последнего в качестве союзника: атака призванного Герольда наносит повышенный урон по строениям (может появиться на карте дважды за матч).
Драконы – монстры, логово которых находится в нижней части карты, на реке, со стороны синей команды. Убежище также ограждено стенами – хотя и логово Нашора, и логово драконов по расстоянию ближе к красной и синей сторонам соответственно, прямой доступ к ним, наоборот, имеют игроки противоположных команд.
С предсезона 2022 г. (League of Legends. 2021) в «League of Legends» 6 типов драконов: огненный (дополнительный урон), морской (дополнительное исцеление), воздушный (дополнительная скорость передвижения), горный (дополнительная защита), химтековый (дополнительный урон по целям с большим количествам здоровья) и хекстековый (дополнительная скорость атаки и умений). Монстры появляются на карте случайным образом. Первый дракон активирует время респауна (место постоянного появления того или иного объекта) последующего, при этом до третьего тип дракона не может повторяться.
С появлением 3-го монстра карта «Ущелья призывателей» меняется в зависимости от типа существа и в логове начинают возрождаться только аналогичные ему монстры. После убийства четырёх драконов в рамках одного матча какой-либо из команд в логове начинает появляться Старший дракон – более сильный монстр, за убийства которого можно получить мощное усиление. Обычные драконы также дают положительные эффекты (бафф), в том числе 4-й убитый дракон даёт параметр «Душа дракона», усиливающий изначальные свойства.
Синий страж и Красный огнедрев – монстры, зеркально расположенные примерно по центру каждой из четырёх условных частей леса на карте «Ущелья призывателей». Убийство этих монстров даёт усиление к атаке и эффект замедления (красный) или регенерацию ресурса для произнесения заклинания (наиболее часто используется слово «мана») (синий). Статистически самые популярные монстры в начале игры, с которых начинается путь большинства лесников в «League of Legends».
Остроклювы. Групповой лагерь с птицеподобными монстрами, примыкающий к центральной линии на юго-западе и северо-востоке карты. Пятеро малых остроклювов вместе с одним Алым остроклювом (главарь) формируют лагерь остроклювов. Не умеют летать. Имеют 425–723 единицы здоровья и 10–30 единиц атаки (оба параметра зависят от уровня). Не дают усилений за убийство, только золото и опыт.
Волки. Двухголовый волк мрака и два волка мрака формируют лагерь волков в «Ущелье призывателей» в «League of Legends». Появляются на 90-й секунде и возрождаются после убийства каждые 2 мин 15 с. Не дают усилений за их убийство, только золото и опыт.
Громп – одиночный монстр, зеркально расположенный в верхней и нижней частях «Ущелья призывателей», на западе и востоке карты. Похож на лягушку, за убийство игроки получают только золото и опыт.
Пугливый краб – нейтральный монстр, который перемещается по верхней и нижней частям реки, разделённым центральной линией. После убийства этого монстра в «Ущелье призывателей» появляется зона видимости возле логова Нашора и драконов (зависит от стороны). Помимо обзора святилище от Пугливого краба также даёт скорость передвижения. Время действия усиления – 90 с.
Дополнительные элементы и обновления карты
Помимо монстров и строений на карте «Ущелья призывателей» есть интерактивные элементы особого типа. Игроки могут с ними взаимодействовать, чтобы получать преимущество в матче, но не влияют на их появление или характеристики.
В 2017 г. на карте «Ущелья призывателей» появились взрывная шишка, цветок провидца и медовый плод (Leagueoflegends. 2017). Взрывные шишки позволяют игрокам подпрыгивать на них в определённой зоне, перемещая чемпиона на некоторое расстояние, а также отбрасывая вражеских чемпионов от себя или в свою сторону. Траектория перемещения зависит от расположения в выделенной области вокруг взрывной шишки.
Цветок провидца после активации предоставляет обзор по конусовидной области. Он раскрывает вражеские тотемы, а также игроков, если в момент активации они были в области действия цветка. Медовые плоды размещаются на реке и по боковым краям линий, прилегающих к реке. Активация медового плода выбрасывает из него 5 фруктов, подбор которых восстанавливает здоровье, а также ненадолго замедляет. Если поблизости есть живой Пугливый краб, он также устремляется к медовому плоду.
Ежегодно компания Riot Games изменяет «Ущелье призывателей». Изменения бывают минорными и мажорными. К минорным можно отнести переработку и изменения параметров объектов на карте (время возрождения монстров, изменения атаки и брони существ и строений и т. п.), к мажорным – добавление новых объектов и изменение их визуальных параметров. Так, в 2022 г. на карте появилось 2 новых дракона (химтековый и хекстековый).
Карта «Ущелья призывателей» была 1-й игровой областью в «League of Legends». Впервые текстуры области были изменены в 2012 г.: тогда геймдизайнеры добавили анимации нейтральным персонажам, заменили текстуры продавцов в магазине на базе, а также переработали пути движения миньонов.
В 2014 г. (League of Legends RU. 2014) карта «Ущелья призывателей» была полностью переработана с визуальной точки зрения. Обновление текстур коснулось всех объектов области. С тех пор компания добавляет новые элементы на карту, соблюдая единый стиль. Во время периода межсезонья на соревновательной сцене «League of Legends» на карте могут появляться новые монстры или растительность, а также изменяться концепт области (например, добавляться динамика, как в случае с появлением 3-го дракона).