Уэллман Барри
Уэ́ллман Ба́рри (Barry Wellman) (род. 30.9.1942, Нью-Йорк), американский социолог. В 1959 г. окончил Высшую школу естественных наук в Нью-Йорке, в 1963 г. получил степень бакалавра, окончив с отличием колледж Лафайет. Женат на Беверли Уэллман, исследовательнице альтернативной медицины. Вместе они опубликовали несколько работ; в своих статьях Уэллман нередко ссылается на опыт совместной работы с Беверли.
В 1969 г. Уэллман защитил диплом в Гарвардском университете, где учился у Ч. Гордона, Ч. Тилли и Х. Уайта. В тот период он изучал сообщества, компьютерные приложения, социальные сети и Я-концепцию. Его диссертация показала, что социальная самоидентификация афроамериканских и белых школьников Питтсбурга зависит от степени сегрегации их школ.
Переехав в Торонто, Уэллман начал сотрудничать с Институтом психиатрии Кларка (ныне Центр изучения зависимостей и ментального здоровья) и руководил исследованиями в Восточном Йорке. Он сотрудничал со специалистами в социальных, исторических, компьютерных науках, а также с активистами.
Первое исследование в Восточном Йорке началось в 1968 г. и было посвящено анализу взаимосвязи межличностных отношений у жителей города. Уэллман сделал вывод о преобладании «нелокальных» дружеских связей над локальными, продемонстрировав, что сообщества больше не ограничиваются территориальной близостью. Он описал «нелокальные» сообщества как социальные сети. В его работах начала 1970-х гг. вводится разработанное вместе с П. Крейвеном понятие «сетевой город» и описание города как места переплетения разных сетей отношений между жителями.
Следующее исследование в том же Восточном Йорке (1978–1979) было направлено на изучение социальных сетей. Основанное на глубинных интервью жителей, оно показало, как типы связей определяют характер социальной поддержки. Например, сёстры оказывают своим сёстрам и братьям эмоциональную поддержку, тогда как родители поддерживают своих детей финансово. Уэллман пришёл к выводу, что вид поддержки зависит больше от характера связей, чем от самой сети, в которую они встроены.
В 1977 г. Уэллман учредил журнал Connections, посвящённый социальным связям как предмету исследования. Позднее, в 2002 г., он стал одним из основателей журнала City and Community.
Одновременно с эмпирическими работами Уэллман разрабатывал теорию анализа социальных сетей. Во вступительной статье к работе «Социальные структуры» («Social Structures», 1988) он подробно изложил историю развития социальных сетей как социологического понятия. Это определение и статья в целом широко цитируются и считаются в сетевом анализе одними из канонических.
Уэллман предложил понимать социальные сети как способ описания общественного устройства. В этих сетях люди и технологии задействованы в неравной степени (основным элементом являются люди, а технологии – часть условий производства отношений людей). Это отличает подход Уэллмана от подхода, например, создателей акторно-сетевой теории.
Совместное исследование Уэллмана с Т. Кеннеди показало, что многие домохозяйства и сообщества из локальных объединений превратились в пространственно рассредоточенные сети, связанные информационно-коммуникационными технологиями и мобильной связью. Первые работы об этом Уэллман с соавторами опубликовал в сборнике «Связанные жизни» («Connected Lives», 2006). Также в 2000-х гг. Уэллман сотрудничал с другим теоретиком сетей, М. Кастельсом. Совместно они обращались к полевым материалам в Каталонии, описывая «сетевое общество» и практики взаимодействия с Интернетом.
Уэллман основал Международную сеть анализа социальных сетей. В Американской социологической ассоциации он руководил секциями сообществ и городской социологии, а также коммуникаций и информационных технологий. В Университете Торонто он в течение многих лет (1967–2013) руководил лабораторией «NetLab», где вместе с коллегами развивал и социологические исследования, основанные на сетевом анализе. Имеются в виду социальные, компьютерные сети и сети коммуникации.
Занимаясь социологией сообществ, Уэллман обратил внимание на то, что анализ онлайн-жизни проводится в отрыве от других важных аспектов повседневности. В нескольких публикациях он предложил рассматривать онлайн- и оффлайн-связи в контексте друг друга. Для этой темы важны не только авторские статьи Уэллмана, но и книга «Интернет в повседневной жизни» («The Internet in Everyday Life»), вышедшая в 2002 г. В ней Уэллман выступил редактором вместе с К. Хейторнтуэйт. В книге разные авторы показывают, как Интернет становится частью повседневных практик – дружеского общения, воспитания детей, образования, совершения покупок.
Проводя свои исследования, Уэллман опроверг стереотип о том, что использование Интернета связано с социальной изолированностью индивида. Он делал этот вывод, основываясь не только на материалах локальных исследований, но и работая с количественными исследованиями на крупных выборках. Так, опираясь на доклад Pew Research Center «Сила интернет-связей» («The Strength of Internet Ties», 2006), Уэллман указал на позитивную взаимосвязь между коммуникацией онлайн и общением по телефону или лицом к лицу. Переписка по электронной почте рассматривалась им как подходящий способ регулярного повседневного общения внутри больших сообществ.
Вместе с Л. Рейни он разработал понятия сетевого индивидуализма и тройной революции. Сетевым индивидуализмом авторы называют возможность индивида быть частью сразу нескольких меняющихся сетей общения (в отличие от принадлежности к одной стабильной группе). Тройной революцией они называют доступ к Интернету, мобильные подключения и распространение социальных сетей. Сочетание этих трёх факторов влияет на то, как устроены социальные отношения в тех обществах, где все три действуют одновременно, знаменуя качественный переход в организации общественной жизни. Этот переход подразумевает более гибкое отношение к своей социальной роли, т. к. она разыгрывается не в стабильном контексте групп и институций, а в разных пересекающихся сетях.
Более поздние работы Уэллмана посвящены вопросу глокализации современных сообществ (одновременно «глобальных» и «локальных») и росту сетевого индивидуализма.