Глокализация
Глокализа́ция (от глобализация и локализация, от лат. localis – местный), региональный отклик на процессы глобализации, выражающийся 1) в приспособлении повсеместно распространённых и унифицированных хозяйственных практик к местным условиям и 2) изменении местных социокультурных образцов под воздействием проникновения в повседневную жизнь локальных сообществ и коренных народов западных ценностей и культурных стандартов.
Японский аналог термина начал использоваться в 1980-е гг. президентом корпорации Sony А. Морита для обозначения стратегии продвижения на рынок какой-либо страны товаров и услуг, производимых в массовом масштабе в других регионах планеты. В деятельности транснациональных компаний глокализация означает развитие локальных связей в процессе производства и маркетинга продукции, учёт особенностей местного рынка и специфики культуры потребления в том или ином регионе мира.
В 1990-е гг. благодаря работам английского социолога Р. Робертсона понятие глокализации получило более широкую трактовку, показывающую комплексную взаимосвязь процессов глобализации и локализации в сферах экономики, политики и культуры. Оборотной стороной глобальных процессов становится их дифференциация, имеющая многообразные локальные проявления. В свою очередь, изменение жизненного мира индивидов, а также модернизация национальных и локальных культур – результаты информационной открытости, свободного доступа к глобальным системам коммуникации, влияния транснациональных структур.
Наряду с приспособлением локальных культур к вторжению западных ценностей, образцов и стандартов массовой культуры, глокализация способствует росту мультикультурализма (сосуществования и частичного взаимопроникновения различных культур), наиболее полно проявляющемуся в многонациональных мегаполисах. Преодоление межкультурных барьеров приводит к заимствованию некоторых элементов локальных культур населением других регионов и стран – например, в сферах гастрономии, стиля одежды или досуга.
К проявлениям глокализации относятся дальнейший рост национального самосознания народов, не имеющих собственной государственности, их стремление к участию в глобальных процессах на основе большей автономии или суверенитета. В частности, данная тенденция проявляется в процессе европейской интеграции, когда представители таких народов (например, каталонцев, басков, шотландцев) или отдельных регионов заявляют о своём желании непосредственно влиять на принятие решений на уровне Европейского союза, минуя при этом уровень национальных государств.
В политическом плане акцент на взаимосвязи глобального и локального, отрицание их жёсткой оппозиции являются попыткой сформулировать компромиссную программу, которая может быть противопоставлена критике глобализации представителями антиглобализма. В таком случае развитие представлений о глокализации выступает в качестве смягчённой версии политического дискурса глобализации.