У вэй
У вэй, увэй [无为, пиньинь wúwèi – недеяние, отсутствие (целенаправленной) деятельности], в китайской философии (особенно в даосизме) термин, который выражает принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство, моизм), ни с прагматических (моизм, легизм) позиций. У вэй, однако, предполагает специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде «осуществления недеяния» (为无为), «занятия делом недеяния» (处无为之事), которой присуща универсальная результативность, ибо такова природа «постоянно бездействующего (у вэй), но всё осуществляющего дао» и таково воплощение дэ («Дао дэ цзин», § 2, 3, 10, 37, 51, 63). У Чжуан-цзы в его трактате (глава 7) у вэй, воплощающееся в самопроизвольном «превращении вещей» (у хуа), приобрело мистическую окрашенность как способность подобного пустоте или зеркалу «совершенного человека» выходить за пределы естества и «побеждать вещи» (胜物), что стало теоретической основой для т. н. религиозного даосизма и производной от него «алхимии».
Конфуцианство также признавало принцип у вэй, но распространяло его лишь на личность императора, как пассивного проводника общекосмических импульсов в социальную сферу («Лунь юй», XV, 4). Благодаря даосизму, распространившему принцип у вэй на природу в целом, проникшее в Китай христианство (несторианство) было определено как «проповедующее недеяние» (указ императора Тай-цзуна 638 г. на Сианьской стеле).