Турция. Хозяйство. Сфера услуг
Сфе́ра услу́г Ту́рции. В качестве приоритетных секторов правительством обозначены т. н. B2B-услуги, обслуживающие потребности бизнеса, – кол-центры, консалтинг и др.; информационно-коммуникационные технологии; банковское дело и финансы; девелопмент (торговля недвижимостью).
Помимо развития новых отраслей услуг, Турция экспортирует уже развитые. Объём экспорта услуг без учёта туризма составляет 33,8 млрд долл. США (2018), что сопоставимо с 20 % от экспорта турецких товаров. Характерной особенностью является доминирование транспортных и логистических услуг (73 % от экспорта всех услуг, без учёта туризма).
Важнейшую роль среди отраслей сферы услуг играет внутренняя торговля. Среди 100 крупнейших компаний Турции (по объёмам продаж) 5 относятся к сфере розничной торговли (2021). Ведущими сетями в сфере ритейла являются BİM mağazalar (1995; 6-е место в списке крупнейших компаний Турции; бренд BİM; свыше 70 тыс. занятых; около 10,5 тыс. магазинов преимущественно формата дискаунтер в Турции, Египте и Марокко в 2021), Migros Ticaret (1954; 15-е место; бренд Migros; свыше 40 тыс. занятых; около 2,8 тыс. магазинов различных форматов в 2021), Şok Marketler Ticaret (1995; 23-е место; бренд Şok; свыше 40 тыс. занятых; более 9,5 тыс. магазинов формата «у дома» в 2021), CarrefourSA Carrefour Sabancı Ticaret Merkezi (1991; совместное предприятие французской торговой сети Carrefour и турецкого холдинга Sabancı; 69-е место; бренд Carrefour; свыше 10 тыс. занятых; свыше 850 супермаркетов в 2022), Teknosa Iç Ve Diş Tic. (2000; 79-е место; бренд Teknosa; свыше 2,3 тыс. занятых; около 200 магазинов бытовой техники и электроники в 2022). Штаб-квартиры крупнейших торговых сетей страны находятся в Стамбуле.
Особенностью торговли в Турции является наличие большого числа базаров, расположенных во многих населённых пунктах страны. Данный вид торговли по формату размещения бывает как стационарным, так и мобильным, по времени работы – постоянным или же периодическим. Некоторые базары стали туристическими достопримечательностями, в частности Большой базар (Гранд-базар) и Египетский базар в Стамбуле, Кемералты в Измире, базар в районе Калеичи в Анталье и др.
Логистика является неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры. Созданы центры интермодальной логистики рядом с сетью Трансазиатской железной дороги. Действуют 9 логистических центров, прежде всего на западе (или Стамбул, Коджаэли, Балыкесир, Ушак, Эскишехир, Денизли); на черноморском побережье (иль Самсун); на востоке (иль Эрзурум) и на юго-востоке страны (иль Кахраманмараш). Завершено строительство трёх центров на юге (или Мерсин, Карс и Конья) и возводится ещё один в Измире (по состоянию на 2021).
Значимыми услугами являются телекоммуникационные (4,3 % от валового внутреннего продукта, ВВП), а также страхование (3,8 %; 2019).
Важная отрасль сферы услуг Турции – туризм, доходы от которого в 2019 г. составили около 34,5 млрд долл. (4,6 % от ВВП страны). Общее число туристов (внутренних и иностранных) – 61,4 млн человек. Страна занимает 6-е место в мире по количеству отдыхающих иностранных туристов (45,1 млн человек; 2019). Основной их поток (млн человек, 2019) приходится: на граждан России – 7 (15,6 %), Германии – 5 (11,2 %), Болгарии – 2,7 (6 %), Великобритании – 2,6 (5,7 %) и Ирана – 2,1 (4,7 %).
Развиты различные направления туризма благодаря разнообразию историко-культурных достопримечательностей, природно-рекреационных ресурсов и созданной инфраструктуре.
В стране функционируют несколько туристических центров. Самым крупным из них является Анталья на Средиземном море (около 34 % всех туристов), второй центр – Стамбул (18 %). Популярно побережье Эгейского моря с курортами в илях Мугла и Измир (по 5 %). Вызывают интерес и внутренние районы, в частности Анкара (5 %). Бо́льшая часть иностранных туристов (52 %) посещает курорты Антальи (Кемер, Белек, Аланья и др.), 22 % – Стамбул, 6 % – иль Мугла, по 3 % – Измир, Айдын и Невшехир.
Иностранный туризм – важный источник валютных поступлений: в 5 раз больше, чем от внутреннего туризма (28,7 млрд долл. против 5,8 млрд долл. в 2019). Число граждан Турции, выезжающих за рубеж с туристическими целями, составляет 9,6 млн человек (2019).
Среди остальных секторов сферы услуг важное значение имеет банковский. Органом, регулирующим всю банковскую деятельность в стране, является Центральный банк Турции (1931; штаб-квартира в Анкаре). В стране осуществляют операционную деятельность 53 банка (2019; 47 в 2014), в том числе иностранным компаниям принадлежит 21 банк. Три государственных банка: Türkiye Cumhuriyeti Ziraat Bankası (1863; штаб-квартира в Анкаре) – крупнейший по активам (121,6 млрд долл. в 2021) банк страны, Türkiye Halk Bankası (1933; штаб-квартира в Аташехире, иль Стамбул) – третий по активам (77 млрд долл.), Türkiye Vakıflar Bankası (1954; штаб-квартира в Стамбуле) – четвёртый по активам (70 млрд долл.). Вторым в стране и первым среди частных банков по финансовым активам является Türkiye İş Bankası (1924; штаб-квартира в Стамбуле; 75,5 млрд долл. в 2022; 718-е место в списке крупнейших публичных компаний мира в 2019). Крупнейший банк с иностранным участием в Турции и пятый по размеру активов (66 млрд долл.) – Türkiye Garanti Bankası (1946; штаб-квартира в Стамбуле). В банковской сфере занято 200 тыс. человек. Более 95 % штаб-квартир расположено в Стамбуле, остальные – в Анкаре (2019).
В Стамбуле с 1866 г. действует единственная в Турции фондовая биржа – Borsa İstanbul (BİST; 1866; образована путём слияния Стамбульской биржи, Стамбульской золотой биржи и Биржи вторичных ценных бумаг Турции). Работают 113 товарных бирж (2019).
Объём рынка страховых услуг составляет 1,4 % ВВП страны (2017). Функционируют 73 компании, среди которых 21 пенсионный фонд (2019). На рынке присутствуют как национальные, так и крупные иностранные компании (Allianz, Zurich и др.).
Развивается разработка программного обеспечения. В Турции действуют три т. н. компании-единорога – стартапы с капитализацией более 1 млрд долл., совокупная рыночная стоимость которых составляет около 15,8 млрд долл. (1 января 2023): Getir (2015; сервис экспресс-доставки продуктов питания и других товаров; 11,8 млрд долл.), Dream Games (2019; разработка компьютерных игр; 2,75 млрд долл.), Insider (2012; разработка цифровой платформы для маркетологов; 1,2 млрд долл.).
Обеспеченность населения мобильными средствами связи составляет 98,7 % (2018–2019), ноутбуками – 37,9 % (2019; 36,7 % в 2017), смарт-ТВ – 37,7 % (2019; 28,5 % в 2017), планшетами – 26,7 % (2019; 29,7 % в 2017), настольными персональными компьютерами – 17,6 % (2019; 20,3 % в 2017), игровыми консолями – 5,8 % (2019; 5,5 % в 2017). Доступ в интернет имеют 88,3 % домохозяйств (2019; 80,7 % в 2017), в том числе у 87,9 % (2019; 78,3 % в 2017) из них есть доступ к широкополосному интернету. У 49 % (2019; 40 % в 2017) есть доступ к фиксированной широкополосной связи (оптоволокно и др.), у 86,9 % (2019; 72,4 % в 2017) – к мобильной широкополосной связи (3G, LTE, 5G). Турция входит в число 25 стран с наиболее низкой стоимостью 1 ГБ интернет-трафика (0,72 долл. – 21-е место в 2019), опережая по этому показателю многие развитые страны мира. Турецкий рынок мобильной связи поделён между тремя компаниями: турецкими Turkcell İletişim Hizmetleri под брендом Turkcell (1994; штаб-квартира в Стамбуле), TT Mobil İletişim Hizmetleri под брендом TürkTelekom (2004; штаб-квартира в Стамбуле) и Vodafone Türkiye (2006, штаб-квартира в Стамбуле), являющейся частью британской компании Vodafone.