Маньяни Анна
Манья́ни А́нна (Anna Magnani) (7.3.1908, Рим – 26.9.1973, там же), итальянская актриса.
В 1920-х гг. училась в римской академии «Санта-Чечилия», посещая курсы декламации в школе Э. Дузе (под руководством С. Д’Амико).
В конце 1920-х – середине 1940-х гг. успешно выступала в драматическом театре и на эстраде.
В кино начала сниматься с середины 1930-х гг. («Слепая из Сорренто», «La cieca di Sorrento», 1934; «Княжна Тараканова», «La principessa Tarakanova», 1938, и др.). В 1941 г. создала запоминающийся образ певицы варьете в фильме «Тереза-Пятница» В. Де Сики («Teresa Venerdì»). В программном фильме неореализма «Рим – открытый город» Р. Росселини («Roma città aperta», 1945) исполнила роль Пины – женщины из народа, участвующей в движении Сопротивления.
Глубокий драматический дар, темперамент, открытая экспрессивность, фактурная внешность сделали Маньяни ведущей актрисой итальянского неореализма («Депутатка Анджелина» Л. Дзампы, «L'onorevole Angelina», 1947, приз Венецианского кинофестиваля, в том же году; «Мечты на дорогах» М. Камерини, «Molti sogni per le strade», 1948; «Самая красивая» Л. Висконти, «Bellissima» 1951). В годы «розового неореализма» Маньяни не приспосабливалась к его коммерческим требованиям, пыталась найти соответствующий своему таланту материал, снимаясь в фильмах разных стран («Золотая карета» Ж. Ренуара, «Le carrosse d'or», 1952; «Татуированная роза» Д. Манна, «The Rose Tattoo», 1955, премия «Оскар», 1956; «Дикий ветер» Дж. Кьюкора, «Wild Is the Wind», 1957, приз Берлинского кинофестиваля, 1958), а также у себя на родине («Сестра Летиция» Камерини, «Suor Letizia», 1956; «Ад в городе» Р. Кастеллани, «Nella città l'inferno», 1959). Однако в «эпоху экономического чуда» её типаж оказался невостребован.
В 1962 г. исполнила главную роль в фильме «Мама Рома» П. П. Пазолини («Mamma Roma»), в котором не только воплотила счастье и трагедию матери, но и выразила драму сильной личности, перемалываемой неумолимым временем.
Продолжала с успехом выступать на сцене (Пина – «Волчица», Дж. Верга, 1965, режиссёр Ф. Дзеффирелли, и др.).
В 1971 г. сыграла в телевизионном цикле «Три женщины» («Tre donne»): «Певичка» («La sciantosa»), «1943: Встреча» («1943: Un incontro»), «Автомобиль» («L'automobile»).
Среди других фильмов: «Беглянка» («La Fuggitiva», 1941), «Бандит» («Il bandito», 1946), «Любовь»(«L' Amore», 1948), «Мы – женщины» («Siamo donne», 1953), «Из породы беглецов» («The Fugitive Kind», 1960), «Сделано в Италии» («Made in Italy», 1965), «Тайна Санта-Виттории» («The Secret of Santa Vittoria», 1969).
Прощанием с кино в 1972 г. стала эпизодическая роль в фильме «Рим» Ф. Феллини, где актриса сыграла саму себя.
Об А. Маньяни сняты документальные фильмы: «Я – Анна Маньяни» («Io sono Anna Magnani», 1979), «Война вулканов» («La guerra dei vulcani», 2011), «Анна Маньяни в Голливуде» («Anna Magnani a Hollywood», 2013), «Анна Маньяни, с Луны с любовью» («Anna Magnani, dalla Luna con amore», 2016), «Страсть Анны Маньяни» («La passione di Anna Magnani», 2019).