Цедлиц Карл фон
Це́длиц Карл фон, Карл Абрахам фон Цедлиц унд Лайпе (Karl Abraham von Zedlitz und Leipe) (4.1.1731, Шварцвальдау, Силезия, ныне Чарны-Бур, Польша – 18.3.1793, имение Капсдорф, округ Бреслау, Силезия, ныне Нижнесилезское воеводство, Польша), барон, прусский государственный деятель, реформатор системы образования.
Обучался в Рыцарской академии в Бранденбурге-на-Хавеле и в Каролинуме в Брауншвейге, академической гимназии, созданной протестантским богословом, крупным деятелем немецкого Просвещения аббатом Иерузалемом (1709–1789). Идеи Просвещения и гуманизма легли в основу образования и воспитания Цедлица, что оказало влияние на характер проведённых им реформ.
В 1755 г. поступил на государственную службу в судебные органы, в 1764 г. стал главой правительства Силезии, с 1770 г. тайный советник, государственный министр и министр юстиции Пруссии, в 1771 г. возглавил также Департамент (министерство) культов, церкви и образования. Свои взгляды на задачи народного образования выразил во вступительной речи при приёме в Академию наук 7 ноября 1776 г. Считал главной задачей образования сделать человека лучшим гражданином; полагал, что в основе образования должно лежать учение Христа, без религии невозможна любовь к родине, а без патриотизма не может быть хорошего гражданина (Rethwisch C. Zedlitz, Karl Abraham Freiherr von // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Leipzig 1898. Bd. 44. S. 746.). Предложил проект школьной реформы и реформы образовательной системы, частично реализованный указом Фридриха II Великого от 5 сентября 1779 г.
Согласно указу, начальные учебные заведения были разделены на народные школы в деревнях и гражданские школы в городах, количество школ резко увеличивалось (что подготовило введение обязательного обучения в 1819). Негативным следствием реформы стал дефицит учителей, несмотря на создание большого числа педагогических учебных заведений. Ограниченный бюджет заставил ввести практику замещения учительских мест солдатами, инвалидами и прочими с очень скромным жалованьем от 10 до 30 талеров в год, хотя авторы реформы и понимали их малую пригодность для работы учителями. Гражданские школы в городах имели более обширную программу и лучших учителей, чем народные школы. Реформа Цедлица предполагала также создание сети гимназий, преподавание в которых строилось по классическому принципу с изучением латыни, греческого языка, работ античных авторов. Французский язык был обязательным, преподавались также другие современные языки; главными предметами объявлялись немецкий язык, литература, основы философии. Уроки религии были освобождены от схоластических подходов; большое внимание уделялось также истории, географии, физике и другим дисциплинам естественно-научного цикла. Эта гимназическая система не стала повсеместной, была внедрена только в нескольких учебных заведениях, находящихся под личным контролем короля и его министра. В результате реформы Цедлица в старших классах гимназий было введено обращение к ученикам на «Вы», было сокращено применение наказаний, прежде всего физических.
22 февраля 1787 г., при новом короле Фридрихе Вильгельме II, была создана институция для управления школами – Верховная школьная коллегия (Oberschulkollegium), состоявшая всего из нескольких человек, которые работали в ней добровольно и безвозмездно, одного секретаря и одного курьера. Верховная школьная коллегия не получила подчинённых служб или ведомств, все прежние институты присмотра за школой – местные церковные консистории – сохранялись без изменений и с неохотой следовали распоряжениям из Берлина. Из ведения коллегии были изъяты провинция Силезия и кальвинистские учебные заведения. Это стало первой попыткой подчинить хотя бы часть школ государству, в дальнейшем такие попытки неоднократно предпринимались, пока окончательно католическая Церковь не была отстранена от школьного дела уже в ходе Культуркампфа.
К функциям коллегии относились: надзор за школой (в неё стали стекаться сведения, получаемые от местных священников, которые надзирали за школой), введение в учебных процесс качественных учебников и новых учебных методик; экзаменационная функция.
3 июля 1788 г. Цедлиц был освобождён от заведования делами лютеранской церкви, в декабре 1789 г. окончательно вышел в отставку с государственной службы. Сразу после его отставки в Пруссии был введён подготовленный им государственный экзамен на аттестат зрелости (абитур), от результатов которого зависит возможность поступления в университет (с некоторыми корректировками существует доныне). В 1794 г. был принят школьный эдикт, вновь утвердивший религиозный догматизм в школах и сокративший возможности для преподавания естественных дисциплин.