Троянское обучение
Троя́нское обуче́ние, скрытое, неявное для субъектов обучение их тому, что организатор (учитель) считает необходимым для достижения тех или иных целей (часто при декларировании обучаемому существенно иных целей). Понятие основано на метафоре деревянного коня, построенного ахейцами, которого, согласно древнегреческим мифам и эпосу («Одиссея»), жители города Троя ввезли внутрь крепостных стен, не подозревая, что внутри него прячутся их враги – вооружённые ахейцы.
Базовые сведения о понятии «троянское обучение». Типы и виды троянского обучения
Понятие введено российским психологом А. Н. Поддьяковым в 2002 г. в статье «Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах» (Поддьяков. 2002).
Троянское обучение включает два типа: непреднамеренное и преднамеренное.
Первый тип – непреднамеренное троянское обучение, это неосознаваемые самим педагогом «троянские» действия, наносящие вред обучению и развитию учащихся. К таким действиям относятся различные дидактические ошибки, своего рода «медвежьи услуги» добросовестного, но не вполне компетентного специалиста в области образования. Такой «троянский конь» в случае его выявления становится не меньшей неожиданностью для преподавателя, чем для ученика.
Второй тип – преднамеренное троянское обучение – включает, в свою очередь, два вида, выделяемые в соответствии с целями организатора: троянское обучение со скрытой целью помощи другому субъекту, с одной стороны, и обучение со скрытой целью нанесения ущерба (обучение «со злым умыслом») – с другой.
Троянское обучение с целью помощи – это не декларируемое для субъекта обучение тому, что для него полезно с точки зрения организатора обучения. Применяется тогда, когда организатор считает, что необходимое ученику содержание обучения, будучи представлено в явном виде, вызовет у того сопротивление или не будет воспринято и усвоено оптимальным образом. Например, ряд авторов – сторонников компьютерного обучения рассматривают специально разработанные компьютерные программы как «доброго» троянского коня, помогающего учащимся овладеть теми предметными областями (математикой, логикой и т. д.), которыми эти учащиеся не хотят или не могут овладевать в традиционном порядке (White. 2004). Учебное содержание, заложенное в таком «троянском коне», призвано способствовать развитию учеников, хотя наличие этого «коня» они не осознают. Сама же необходимость такого обучения со скрытыми целями и содержанием вызвана несовпадением целей и интересов организатора и обучаемых, что и приводит к данной, отчасти манипулятивной, стратегии обучения других субъектов – вполне добросовестного по целям.
Преднамеренное троянское обучение с целью нанесения ущерба – это скрытое обучение другого субъекта тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но отвечает интересам организатора обучения. Примеры отражены как в разнообразных формах фольклора (сказках разных народов, сходных по сюжету с русской сказкой, в которой лиса учит волка ловить рыбу на собственный хвост в проруби и он в результате примерзает ко льду и терпит другие злоключения), так и в аналитических описаниях особенностей обучения в финансовых пирамидах, взаимодействия между конкурентами в студенческой, в офисной и бизнес-среде и т. д. (Поддьяков. 2006). Это случаи, когда опытный наставник учит молодого сотрудника так, чтобы тот делал ошибки и выглядел неперспективным, неконкурентоспособным по сравнению с наставником в глазах сотрудников и администрации и т. д. Чаще этот вид троянского обучения осуществляется по отношению к конкурентам в ситуациях жёсткого соперничества (Поддьяков. 2002).
Специальный анализ мотивов организатора требуется в случае троянского обучения с целью розыгрыша, создания комической ситуации. Например, старший ребенок может учить младшего, начинающего говорить, нецензурным словам, за что младшего наказывает взрослый, не разобравшийся в происходящем. Похожая ситуация, где жертва – взрослый, не знающий иностранного языка, обыгрывается в фильме «Моя большая греческая свадьба» («My Big Fat Greek Wedding», 2001/2002 г., режиссёр Дж. Цвик). Существуют актерские рассказы о ложных инструкциях молодому актёру от опытного коллеги, которые привели к смешным ситуациям на сцене.
Смежные понятия
М. Клайн (Kline. 2015), не зная о работах А. Н. Поддьякова, использовала понятие «обманное обучение» (deceptive teaching) в значении преднамеренного троянского обучения со злым умыслом (обманное обучение с целью помощи в анализ не включалось). М. Родес с коллегами исследовали обман, осуществляемый дошкольниками ради шутки в ходе обучения (Rhodes. 2015).
Понятие «троянское обучение» близко понятию «формирование доктрины противника посредством его обучения» В. А. Лефевра (2000), но не совпадает с ним. Не каждый случай формирования доктрины противника посредством его обучения является скрытым троянским обучением. Так, в случае убеждённости субъекта в своём явном превосходстве и в будущем проигрыше соперника он может предъявить ему свою и его доктрину для сопоставления в явном виде, без скрытых манипуляций, в расчёте на здравый смысл противостоящего субъекта. Кроме того, троянское обучение может проводиться в качестве розыгрыша другого субъекта, который не рассматривается как противник.
Понятие «троянское обучение» отличается от понятия «скрытый учебный план» (hidden curriculum), которое обозначает трансляцию в ходе обучения официально не выраженных ценностей, взглядов и правил данного учебного сообщества или общества в целом (например, гендерных установок и правил поведения, основанных на них). Скрытый учебный план не предполагает обмана – скрытого преднамеренного обучения других неправильным действиям и стратегиям. В работах по данной теме описывается и анализируется в основном ненамеренная трансляция, которую не осознают организаторы обучения, разработчики учебного содержания (учебников, задачников и т. д.) и преподаватели (Ярская-Смирнова. 2006; Hidden curriculum. 2015).
Сфера употребления понятия
Популяризация понятия осуществлена в статье «Троянское обучение в информационных технологиях» (Поддьяков. 2008).
В настоящее время понятие «троянское обучение» используется сотрудниками официальных российских институтов при разъяснении мошеннических схем в сфере финансового обучения (Лозовская. 2019; Финансовая киберграмотность и борьба с мошенничеством; «Удочка» как приманка в троянском обучении. 2019), исследователями и практиками при описании и анализе т. н. тёмной стороны наставничества в организациях (Кларин. 2019), перспектив развития искусственного интеллекта (Тулинов. 2019). В последнем случае троянское обучение может проводиться посредством т. н. отравляющих атак (poisoning attacks) на системы машинного обучения, понижающих их обучаемость и/или приводящих к вредоносным результатам обучения (Уласень. 2018; Чистяков. 2019).