Трейсман Энн
Тре́йсман Энн, Энн Мари Трейсман (Anne Marie Treisman; урождённая Тейлор) (27.2.1935, Уэйкфилд, графство Йоркшир – 9.2.2018, Нью-Йорк), британско-американский когнитивный психолог, ведущий специалист в области когнитивной психологии внимания.
Родилась в Великобритании в смешанной британско-французской семье. Мать была родом из семьи учителей физики и отдалённым потомком наполеоновского солдата. Отец был работником сферы образования, с 1945 г. возглавлял систему образования Рединга. В школе увлекалась естественными науками, но по настоянию отца в старших классах школы занималась латынью, французским языком и историей. Поступила в Кембридж, где изучала современные языки, а также играла на скрипке в университетском оркестре и пела в хоре. После окончания бакалавриата получила стипендию для обучения в аспирантуре по французской филологии, однако вместо поступления в аспирантуру потратила стипендию на обучение во втором бакалавриате – по психологии, во время учёбы в котором проводила исследования в области зрительного восприятия под руководством Р. Грегори. Планировала стать клиническим психологом, но под влиянием Грегори приняла решение заниматься фундаментальной наукой. Поступила в аспирантуру Оксфордского университета, где выполняла исследования в области слухового внимания под формальным руководством К. Олдфилда – ученика сэра Ф. Бартлетта. Однако в большей степени работала самостоятельно, сотрудничая с однокурсником – Н. Мореем. Оба параллельно проводили эксперименты, направленные на критику жёсткой модели ранней селекции Д. Бродбента с целью продемонстрировать, что информация, которая, согласно этой модели, должна полностью отфильтровываться, на самом деле может быть обработана и осознана. Создала целый ряд модификаций методики избирательного слушания и провела 14 экспериментов, в которых показала неубедительность данной модели. В 1962 г. защитила 240-страничную диссертацию, вошедшую в историю когнитивной психологии, где предложила авторский вариант модели ранней селекции – модель аттенюатора, в которой нерелевантный сигнал не блокируется, как в модели ранней селекции Бродбента, а ослабляется и при определённых условиях может быть осознан (например, если это собственное имя испытуемого или информация, связанная с ранее обработанной). Кроме того, проводила экспериментальные исследования бинокулярного соревнования и стереозрения, в которых пришла к идее о параллельном анализе отдельных признаков зрительного объекта, в дальнейшем ставшей одним из ключевых положений теории интеграции признаков.
В 1960 г. вышла замуж за аспиранта-психолога М. Трейсмана, вскоре занявшего должность младшего преподавателя Оксфорда. В период с 1963 по 1970 гг. родила четырёх детей, параллельно продолжая заниматься научными исследованиями и работая научным сотрудником сектора психолингвистики Медицинского исследовательского центра Оксфорда. В 1966–1967 гг. работала в качестве приглашённого исследователя в Лабораториях Белла и выступила с циклом докладов в ведущих университетах США, где в это время активно шло формирование когнитивной науки как области междисциплинарных исследований познания. После 1967 г. присоединилась к профессорско-преподавательскому составу Оксфордского университета.
В 1970-х гг. заинтересовалась зрительным вниманием, и в частности задачей зрительного поиска объекта среди множества других объектов. Первые эксперименты проводила на собственных детях, рисуя стимулы на бумаге цветными карандашами и обнаружив, что скорость зрительного поиска целевого объекта зависит от того, отличается ли он от остальных объектов одним признаком (например, круг красного цвета среди множества кругов синего цвета) или сочетанием признаков (например, круг красного цвета среди кругов синего цвета и крестов красного цвета). Впоследствии эти находки, наряду с представлениями о механизмах связывания отдельных признаков в образе объекта, впервые опубликованными в статье 1969 г., посвящённой общим механизмам сфокусированного и распределённого внимания, легли в основу теории интеграции признаков, ставшей одной из наиболее заметных теорий зрительного внимания в 20 в.
В 1977 г. проработала 1 год в Стэнфордском университете в качестве приглашённого исследователя, а в 1978–1985 гг. работала в Канаде, в Университете Британской Колумбии, где в 1978 г. возглавила лабораторию зрительного внимания совместно с Д. Канеманом, за которого в том же году вышла замуж. Именно во время работы в Канаде опубликовала самую известную свою статью, посвящённую теории интеграции признаков (Treisman. 1980), к 2023 г. процитированную свыше 16 тыс. раз и ставшую вехой в развитии теоретических представлений о зрительном поиске и зрительном внимании человека. Там же совместно с Х. Шмидт открыла т. н. иллюзорные соединения признаков (ошибки связывания признаков разных объектов в образе одного объекта), иллюстрирующие роль зрительного внимания в формировании целостного зрительного образа объекта.
В 1980-х гг. совместно с Д. Канеманом предложила понятие «досье объекта» для описания обновления информации о зрительно воспринимаемом объекте и провела ряд исследований восприятия движущихся объектов в контексте предложенной идеи. В 1986 г. вновь совместно с Канеманом возглавила лабораторию в Калифорнийском университете Беркли в США, где, помимо проблемы связывания признаков и зрительного поиска, Трейсман начала заниматься проблемой зрительной рабочей памяти. В это же время активно тестировала следствия из теории интеграции признаков на больных с локальными поражениями головного мозга в сотрудничестве с когнитивным нейропсихологом Линн Робертсон. В частности, в исследованиях было показано, что теория хорошо предсказывает особенности зрительного внимания пациентов с синдромом Балинта.
Неоднократно дорабатывала теорию интеграции признаков, чтобы учесть критику со стороны коллег и, в частности, получаемые ими новые экспериментальные факты. Наиболее серьёзно отнеслась к критике Дж. Вольфа, который предложил собственную теорию зрительного внимания – теорию управляемого поиска, во многом основанную на теории интеграции признаков.
В 1993–2010 гг. работала профессором Принстонского университета, где продолжала исследования зрительной памяти, занималась изучением распределённого внимания, восприятия и быстрой категоризации зрительных сцен, а также зрительных статистик. Последние годы жизни после выхода на пенсию прожила в Нью-Йорке. В 2008 г. выступила с двумя приглашёнными лекциями в Москве – на Международной конференции когнитивных исследований и на Московском семинаре по когнитивной науке в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова.
Избранный член Лондонского королевского общества (1989), Американского философского общества (2005), Национальной академии наук США (1994), Американской академии искусств и наук (1995), Британской академии (2009) и др. Почётный доктор Лондонского университетского колледжа и Университета Британской Колумбии.
Удостоена целого ряда научных наград, в числе которых – награда Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку (1990), медаль Общества экспериментальной психологии (1990), премия имени Джорджа Миллера Общества когнитивной нейронауки (2008) и Национальная научная медаль США (2011).