Транс (музыкальный жанр)
Транс (англ. trance – ступор, глубокий сон, транс), направление электронной танцевальной музыки. Возникло в 1-й половине 1990-х гг. в клубах Великобритании и Германии. Вобрало в себя множество локальных танцевальных стилей, наиболее очевидным из которых является техно. Название «транс» отражает субкультурные характеристики, приписываемые этому направлению участниками клубных сцен, – загадочность и способность вызывать эйфорию своим равномерным, монотонным мелодичным звучанием. Среди известных диджеев, так или иначе создававших и игравших транс, – Армин ван Бюрен, Пол ван Дайк, а также группа Above & Beyond.
Транс – по большей части инструментальная музыка в быстром темпе (120–150 bpm), характерными приметами которой служат использование лупов, а также постепенное (и практически постоянное на всём протяжении композиции) накопление динамического напряжения, и ближе к финалу композиция завершается либо быстрым крещендо, либо, напротив, «дропом», т. е. стремительным спадом динамики.
Ритм транса монотонный, практически все без исключения композиции пишутся в размере 4/4, бас-бочка отмечает каждую сильную долю такта, а хай-хэт – каждую слабую. Если в композиции присутствует вокал, то он, как правило, имеет определённые «мечтательные» коннотации, выраженные как в тембре, так и в манере пения, а потому является преимущественно женским, часто академическим по технике. Транс – один из самых заметных и долгоживущих стилей на электронной танцевальной сцене наряду с техно, хаусом и их производными. В силу своей музыкальности практически всегда звучит на всех крупных фестивалях электронной музыки.
Само по себе понятие «транс» в субкультурной среде, как правило, нуждается в уточнении, поскольку каждая сцена в клубной культуре вырабатывает на общей основе собственное «фирменное» звучание. Разновидности транса, такие как эйсид-транс, гоа-транс, прогрессив-транс, психоделический транс и т. д., сущностно однородны и по большей части различаются лишь относительно несущественными деталями. В то же время знание их особенностей выступает одним из важнейших способов завоевания авторитета в субкультурной клубной среде.
Пик популярности транса пришёлся на 2-ю половину 1990-х – начало 2000-х гг. Хотя диджеи, сумевшие добиться успеха на этой сцене, так или иначе продолжили исполнять транс, бо́льшая часть исполнителей впоследствии переключились на другие стили.