Тормозной парашют
Тормозно́й парашю́т, парашют с комплектом устройств, обеспечивающих его размещение и крепление на самолёте и введение в действие. Тормозной парашют предназначается для сокращения длины пробега, обычно вводится на скорости 180–400 км/ч. Он резко увеличивает сопротивление воздуха, что позволяет быстро снизить скорость движения самолёта и сократить длину пробега на 30–35 %.
Использование тормозного парашюта особенно целесообразно при посадке самолёта на увлажнённую или обледенелую взлётно-посадочную полосу, когда эффективность тормозов колёс шасси резко снижается из-за уменьшения коэффициента сцепления и пользование ими на начальном этапе пробега становится опасным. На лёгких самолётах обычно применяют один тормозной парашют площадью 15–40 м2, на средних и тяжёлых – тормозные парашютные системы, состоящие из нескольких куполов общей площадью до 200 м2. Время вытягивания и наполнения куполов 1,5–3 с. Тормозное усилие парашютов пропорционально квадрату скорости движения самолёта. На скорости 20–30 м/с тормозные парашюты обычно отцепляют, так как они становятся неэффективными.
Тормозные парашюты, как правило, размещаются в хвостовой части фюзеляжа таким образом, чтобы линия действия тормозящего усилия проходила ближе к центру масс самолёта.
Тормозная парашютная система состоит обычно из вытяжных и основных парашютов (включающих купол и стропы), чехла, контейнера со створками и замка. После открытия створок контейнера пружина выталкивает в поток вытяжной парашют, который вытягивает чехол и основные парашюты. Выпуск и отцепку парашютов производит лётчик при помощи дистанционной системы, обеспечивающей необходимую блокировку и последовательность операций. Применяются также автоматические системы введения парашютов, срабатывающие, как правило, после касания передней или основной опорами шасси самолёта поверхности взлётно-посадочной полосы. На приборной доске лётчика имеется светосигнализатор, который указывает, что тормозной парашют введён в действие. Тормозные парашюты применяются в основном на военных самолётах, так как возникающие при выпуске тормозных парашютов перегрузки могут быть достаточно большими.
Первый тормозной парашют, разработанный Г. Е. Котельниковым (1912), был опробован на автомобиле «Руссо-Балт». Практическое применение в 1937 г. получил парашют конструкции И. В. Титова на самолёте АНТ-6А «Авиаарктика» [арктический вариант АНТ-6 (ТБ-3)], предназначавшемся для посадки на лёд в районе Северного полюса. Этот тормозной парашют обеспечивал посадку на ограниченной взлётно-посадочной полосе.