«Тор-М1»
«Тор-М1» (зенитный ракетный комплекс «Тор-М1», ЗРК 9К331 «Тор-М1»), автономный самоходный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) противовоздушной обороны (ПВО) малой дальности. Предназначен для защиты сухопутных войск и наиболее важных объектов от ударов высокоточного оружия (ВТО), управляемых, крылатых и противорадиолокационных ракет, управляемых авиабомб, самолётов, вертолётов и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Представляет собой глубокую модернизацию ЗРК 9К330 «Тор».
Головной разработчик – Научно-исследовательский электромеханический институт (НИЭМИ, Москва, ныне входит в АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей"»). Главный конструктор – В. П. Ефремов. Разработка зенитной управляемой ракеты (ЗУР) 9М331 – машиностроительное конструкторское бюро «Факел» (МКБ «Факел», Химки), главный конструктор П. Д. Грушин. К созданию различных элементов зенитного комплекса привлекался ряд других предприятий оборонной, радиоэлектронной и других отраслей промышленности.
Государственные испытания «Тор-М1» начались в марте 1989 г., по их завершении в конце года комплекс рекомендовали к принятию на вооружение. Принятие на вооружение и начало серийного производства – 1991 г.
Основные характеристики
В ходе испытаний было выявлено два основных отличия ЗРК «Тор-М1» от базового варианта – ЗРК «Тор»: возможность одновременного (два целевых канала) обстрела двух целей (в том числе двумя ракетами каждой цели); сокращение времени реакции (при работе с позиции до 7,4 с, при стрельбе с короткой остановкой – до 9,7 с). Комплекс «Тор-М1» – первый войсковой ЗРК, имеющий радиолокационную станцию (РЛС) с фазированной антенной решёткой (ФАР). Это позволило снизить время реакции и осуществлять автоматическое сопровождение и поражение с высокой точностью одновременно двух целей, в том числе элементов ВТО в секторе 15° × 15°. Использование технических решений на уровне «ноу-хау» позволило достичь автоматизации всего процесса боевой работы: от анализа воздушной обстановки до поражения цели ЗУР. Кроме того, была увеличена зона и повышена вероятность поражения низколетящих целей, зависающих вертолётов, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом 9С737 «Ранжир» на самоходном шасси для обеспечения управления боевыми машинами в составе батареи.
Боевая машина комплекса (9А331) получила новую двухпроцессорную вычислительную систему с большей производительностью и двумя целевыми каналами, защитой от ложных целей и т. д. Модернизированная станция обнаружения целей (СОЦ) имела трёхканальную цифровую систему обработки сигналов, улучшившую характеристики подавления помех без использования дополнительных средств анализа помеховой обстановки. Использование в станции наведения (СН) зондирующего сигнала нового типа обеспечило улучшение её характеристик по обнаружению и сопровождению зависающих вертолётов.
Таблица 1. Основные характеристики ЗРК «Тор-М1»
Характеристика | Значение |
Количество одновременно обнаруживаемых целей | 48 |
Количество одновременно сопровождаемых целей | 10 |
Зона обнаружения: |
|
Зона поражения, км: |
|
Вероятность поражения одной ракетой: |
|
Максимальная скорость поражаемых целей (вдогон/навстречу), м/с | 700 |
Максимальная поперечная перегрузка поражаемой цели, g | 10 |
Время реакции комплекса (от обнаружения цели до пуска ракеты), с: |
|
Масса боевой машины, т | 37 |
Запас хода по топливу (при двухчасовой работе аппаратуры), км | 500 |
Боевой расчёт, человек | 3 |
Условия эксплуатации: |
|
Для комплекса «Тор-М1» была разработана ЗУР 9М331, отличавшаяся от ЗУР 9М330 повышенными поражающими характеристиками боевой части. Остальные агрегаты двух ракет были унифицированы, поэтому их могли использовать как ЗРК «Тор-М1», так и ЗРК «Тор». При этом обеспечивалась совместимость ракет с корабельным комплексом «Кинжал». Также для ЗРК «Тор-М1» был создан ракетный модуль 9М334, состоящий из транспортно-пускового контейнера 9Я281 с четырьмя ячейками и ЗУР. Использование ракетных модулей 9М334 облегчило перезарядку пусковой установки – время загрузки двух ракетных модулей при помощи транспортно-заряжающей машины 9Т245 сократилось до 25 мин.
Таблица 2. Основные тактико-технические характеристики ЗУР 9М331 и ракетного модуля 9М334
Характеристика | Значение |
ЗУР 9М331 | |
Максимальная скорость, м/с | 850 |
Масса, кг | 168 |
Масса боевой части ЗУР, кг | 14,85 |
Длина, мм | 2898 |
Максимальный диаметр, мм | 235 |
Ракетный модуль 9М334 | |
Масса, кг | 937 |
Размеры, мм | 3005×1223×444 |
Срок службы, лет | не менее 10 |
Примечание. Бортовая аппаратура ЗУР 9М331 не требует регламентного контроля в течение срока службы ракетного модуля 9М334.
Состав ЗРК «Тор-М1»
В состав комплекса «Тор-М1» входят:
боевая машина (БМ) 9А331;
транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т244;
транспортная машина (ТМ) 9Т245;
машины технического обслуживания (МТО) 9B887M и 9В887-1M;
комплект такелажного оборудования (КТО) 9Ф116;
машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1;
автономный электронный тренажёр операторов боевой машины 9Ф678.
БМ 9А331 оснащена когерентно-импульсной РЛС кругового обзора в сантиметровом диапазоне волн с частотным управлением лучом по углу места. Средняя мощность передатчика 1,5 кВт, разрешающая способность не хуже 1.5–2.0° по азимуту, 4° по углу места и 200 м по дальности. Максимальные ошибки определения координат цели составляют не более половины указанных величин разрешающей способности. Применение цифровой обработки сигнала позволяет обнаруживать как скоростные, так и малоподвижные (до 10 м/с) цели в сложных условиях пассивных (естественных и искусственных) помех с учётом влияния подстилающей поверхности. РЛС обнаружения сопряжена с системой опознавания государственной принадлежности цели и автоматически блокирует (с высокой вероятностью) возможность поражения «своих» летательных аппаратов. Для обеспечения возможности работы станции во время движения БМ положение антенны стабилизируется. Ходовая часть в базовом варианте – высокопроходимое самоходное бронированное гусеничное шасси промежуточной весовой категории. Масса 37 т. Запас хода по топливу – 500 км.
ТЗМ 9Т244 перевозит один боекомплект ЗУЗ (два модуля 9М334), оснащена гидрокраном с манипулятором и обеспечивает перезаряжание (извлечение использованного контейнера и установку нового с ракетами) в течение не более 18 мин. Боевой расчёт ТЗМ – 3 человека. Ходовая база – автомобиль «Урал-4320». Масса ТЗМ с ЗУР – 15 т. Запас хода по топливу – 600 км. Время перевода ТЗМ из походного положения в боевое – до 10 мин.
ТМ 9Т245 предназначена для перевозки и длительного хранения четырёх модулей 9М334 с ракетами и заряжания с нее боевой машины с помощью ТЗМ 9Т244. Ходовая база – автомобиль «Урал-4320». Масса загруженного автомобиля – не более 14,0 т. Запас хода по топливу – 600 км.
МТО 9В887М предназначена для проведения технического обслуживания и ремонта средствами группового комплекта ЗИП (ЗИП-2А) четырёх машин, для контроля функционирования стартовой автоматики боевой машины. МТО 9В887-1М предназначена для ремонта шестнадцати боевых машин средствами группового комплекта ЗИП (ЗИП-2Б) и анализа процесса боевой работы с помощью аппаратуры расшифровки записи, аппаратуры документирования. Машины технического обслуживания оборудованы на базе шасси автомобиля «Урал-43203» с кузовом-фургоном К2.4320. Электропитание МТО осуществляется от прицепного агрегата питания. Масса полностью снаряжённой МТО – 13,45 т (кроме того, прицеп – 3,4 т). Запас хода по топливу – 600 км.
Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1 предназначена для транспортирования, хранения группового комплекта ЗИП для ремонта боевых машин 9А331-1 в составе зенитной ракетной батареи. Машина ЗИП оборудована на базе шасси автомобиля «Урал-4320» и на базе прицепа 2-ПН-4М (СМЗ-7826). Масса машины ЗИП –13,24 т (кроме того, прицеп – 6,32 т). Запас хода по топливу – 600 км.
КТО предназначен для: проведения погрузочно-разгрузочных работ и пакетирования ракетных модулей; проведения погрузочно-разгрузочных работ с пакетом до четырёх модулей и пакетирования от двух до четырёх модулей; транспортирования пакета модулей в пределах баз и погрузки их в самолёт; хранения и транспортирования оборудования, входящего в комплект.
Автономный тренажёр операторов БМ ЗРС «Тор-М1» 9Ф678 предназначен для тренировки боевых расчётов БМ с целью получения ими навыков управления системой в условиях, максимально приближенных к боевой работе, а также поддержания их функциональной готовности. Тренажёр позволяет имитировать групповые налёты, парные цели, налёты одиночных целей, пуски с носителей противорадиолокационных ракет, постановку активных и пассивных шумовых помех, отражение от местных предметов. Тренажёр состоит из имитатора аппаратуры БМ и имитатора воздушной обстановки, имеет автономный источник электропитания, расположенный на прицепе.
Зенитная ракетная батарея
Организационно четыре боевых машины ЗРК «Тор-М1» составляют зенитную ракетную батарею, тактическое подразделение, способное самостоятельно решать сложные боевые задачи. При ведении боевой работы в составе батареи управление боевыми машинами осуществляется из БКП 9С737М «Ранжир-М» на самоходном гусеничном шасси МТ-ЛБу (многоцелевой транспортёр легкобронированный универсальный). Обмен командами и информацией между БКП и подчинёнными боевыми машинами осуществляется по каналам телекодовой и речевой связи. БКП производит распределение целей между боевыми машинами, что исключает несанкционированное сосредоточение огня на одной цели.
Таблица 3. Типовой состав зенитной ракетной батареи ЗРК «Тор-М1»
Тип машин/оборудования | Численность, единицы |
БМ 9А331-1 | 4 |
БКП 9С737М | 1 |
ТЗМ 9Т244 | 2 |
ТМ 9Т245 | 2 |
МТО 9В887М | 1 |
Машина ЗИП 9Ф399-1М1 | 1 |
КТО9Ф116 | 1 |
Ракетные модули 9М334 | По 2 на каждой из четырёх БМ; по 2 на каждой ТЗМ 9Т244; по 4 на каждой ТМ 9Т245. |
Примечание. Для обеспечения эксплуатации боевых машин на четыре батареи поставляются МТО 9В887-1М и мастерская МТО-АГЗМ1. В зависимости от комплектации технических и обеспечивающих средств, а также количества эксплуатирующих их специалистов общая численность расчётов вооружения и военной техники зенитной ракетной батареи может составить от 26 до 30 человек.
Основные модификации комплекса «Тор-М1»
За время существования создано четыре модификации ЗРК «Тор-М1», отличающихся в основном используемым шасси.
Таблица 4. Основные модификации ЗРК «Тор-М1»
Модификация | Описание |
«Тор-М1ТА» | Модификация на колёсном шасси, аппаратная кабина на базе автомобиля повышенной проходимости «Урал-5323», антенно-пусковой пост на ЧМЗАП-8335 |
«Тор-М1ТБ» | Буксируемая модификация, оборудование размещается на колёсных полуприцепах |
«Тор-М1ТС» | Стационарная модификация |
«Тор-М1-2У» | Модернизированный вариант, предназначенный для замены ЗРК «Оса», способен поражать до четырёх целей одновременно |