Тест имплицитных ассоциаций
Тест имплици́тных ассоциа́ций (англ. Implicit Association Test, IAT), имплицитный психодиагностический метод. Тест предложен тремя исследователями из Вашингтонского университета (США), – Э. Гринвальдом, Д. Макги и Дж. Шварцем. К началу 2020-х гг. IAT характеризовался как «самый широко использующийся в психологии имплицитный метод» (перевод наш. – П. Я.; Oswald. 2013. P. 171). Изначально IAT предназначался для измерения «автоматического аффекта либо установки» (англ. automatic affect or attitude), «проявляющихся в форме действий или суждений, находящихся под контролем автоматически активируемой оценки без осознания причинной связи со стороны субъекта» (перевод наш. – П. Я.; Greenwald. 1998. P. 1464), а также для измерения социальных стереотипов, определяемых как «ассоциации между социальной группой или категорией и чертой», и для измерения самооценки. Имплицитная самооценка определялась авторами как «интроспективно неидентифицируемое либо неверно идентифицируемое влияние» самоотношения (англ. self-attitude) «на оценивание ассоциируемых и не ассоциируемых с собой объектов» (перевод наш. – П. Я.; Greenwald. 1995. P. 8). В самом общем плане IAT основан на вычислении разницы между скоростью сортировки связанных попарно биполярных категорий объектов при двух вариантах их сочетаний с биполярными категориями атрибутов. «Сортировка» в данном случае состоит в том, что четыре категории объектов классификации (это могут быть четыре группы слов либо две группы слов и две группы изображений) привязаны попарно лишь к двум кнопкам клавиатуры. Испытуемый вынужден нажимать одну и ту же кнопку при появлении на экране и объектов и атрибутов, отнесённых к данной кнопке инструкцией. В следующих друг за другом сериях эксперимента привязка к кнопкам слов-атрибутов остаётся неизменной, а привязка объектов меняется на противоположную. По разнице в скорости при двух альтернативных вариантах привязки стимулов-объектов к кнопкам вычисляется т. н. IAT-эффект (разность латентных периодов нажатия кнопок при альтернативных сочетаниях стимуляции). Статистическая процедура вычисления IAT-эффекта напоминает вычисление силы эффекта Коэна (Greenwald. 2003). На основе величины и знака IAT-эффекта дедуцируется то, что у испытуемых есть некая имплицитная основа классификации, которую он непроизвольно использует при категоризации как объектов, так и атрибутов. Например, эта «основа» может состоять в том, что стимулы связаны с положительной или отрицательной эмоциональной валентностью. Поэтому в большинстве модификаций IAT присутствуют группы стимулов с положительной и отрицательной эмоциональной валентностью (см. подробнее: Яньшин. 2013; Teige-Mocigemba. 2010). Реже применяется семантический IAT, исследующий не аттитюды, а социальные стереотипы. IAT-эффект по смыслу аналогичен эффекту эмоционального прайминга, но регистрируется иным способом. Например, если обе группы стимулов, привязанные к одной и той же кнопке, обладают конгруэнтной для испытуемого положительной (или обе – отрицательной) эмоциональной валентностью, скорость нажатия на связанную с ними кнопку будет выше, нежели если валентности групп стимулов и атрибутов на данной кнопке будут для испытуемого противоположны (инконгруэнтны). Например, испытуемые, в среднем, будут быстрее нажимать обе кнопки, если к одной будут привязаны категории «хорошо» и «цветы», а к другой «плохо» и «насекомые», нежели если «цветы» и «насекомые» поменять местами («хорошо» и «насекомые», «плохо» и «цветы»). Именно этим способом впервые была доказана конструктная валидность IAT (Greenwald. 1998). В настоящее время IAT занимает ведущее место в прикладных исследованиях (социальная, клиническая психология) в связи с относительно более высокими (для имплицитных методов в целом) показателями валидности и надёжности и лучшей воспроизводимостью результатов в независимых исследованиях.