Тайлер Стивен
Та́йлер Сти́вен (Stephen Tyler) (8.5.1932, Хартфорд, штат Айова – 2.4.2020, Хьюстон, штат Техас), американский антрополог, лингвист, один из наиболее видных представителей направления когнитивной антропологии в 1960–1970-х гг. и сторонник направления интерпретативной антропологии в 1980–1990-х гг. Получил степень бакалавра (B. A.) по окончании Колледжа Симпсона (Индианола, штат Айова) и степени магистра и доктора (M. A./Ph. D.) по завершении аспирантуры/докторантуры в Стэнфордском университете. Проводил этнографические и лингвистические исследования среди дравидских народов Индии, в частности койя. Преподавал в Калифорнийском университете г. Дейвис (1964–1967), в Университете Тулейна г. Новый Орлеан (1967–1970); основная часть его научной карьеры связана с кафедрой антропологии Университета Райса (Хьюстон), где он проработал 40 лет (1970–2010) и был выдвинут на почётную ставку профессора антропологии и лингвистики имени Г. Отри. В Университете Райса Тайлер приложил много организационных усилий для основания самостоятельной (независимой от антропологии) кафедры лингвистики. В течение долгого времени находился на постах заместителя главного редактора в журналах Annual Review of Anthropology (1973–1992) и Cultural Anthropology (1984–1993).
Исследовательские интересы С. Тайлера с начала и до конца его научной деятельности лежали на перекрестии культурной антропологии и лингвистики. В 1960–1970-х гг. он занимался изучением дравидийских языков, написав монографию по грамматике языка койя (1969), и исследованием семейно-родственной структуры и социальной организации южно-дравидских народов, получившим отражение, например, в его монографии «Индия: антропологические перспективы» (1973). В данных исследованиях с теоретической точки зрения Тайлер развивал положения нового для того времени научного направления – когнитивной антропологии. Последователи когнитивной антропологии (У. Гуденаф, Ч. Фрейк, Ф. Лаунсбери и др.), представлявшей собой по сути американский вариант структурализма (больше известного этнологам и антропологам, к примеру, по работам К. Леви-Строса), стремились разработать методики, которые дали бы возможность более точно и глубоко описать внутренний мир и культуру изучаемых людей на основании сравнительного исследования народной семантики и типологии, местных таксономических категорий, отражённых в языке, мышлении и системах упорядочения родственных отношений. Том «Когнитивная антропология», вышедший в 1969 г. под редакцией Тайлера, долгое время считался программной публикацией в русле данного направления и до сих пор остаётся хрестоматийным пособием для изучающих историю антропологии 2-й половины 20 в.
В конце 1970-х – начале 1980-х гг., во многом под влиянием сотрудничества с Дж. Маркусом и М. Фишером – коллегами по кафедре антропологии Университета Райса, – Тайлер активно вовлёкся в дискуссии и дебаты интерпретативной антропологии и стал горячим сторонником данного направления, хотя сам себя формально никогда не относил к группе interpretive anthropologists, говоря о себе лишь как о единомышленнике. Фотография Тайлера на обложке хорошо известного антропологам сборника Writing Culture (игра слов: «Записывая культуру» / «Пишущая культура»), изданного по результатам одноимённого семинара Школы американских исследований в г. Санта-Фе в 1984 г., ассоциативно прикрепила его образ к группе интерпретативной антропологии, одновременно представив визуальный образ архетипичного этнографа, склонённого над блокнотом среди информантов – «записывающего культуру» и в то же время олицетворяющего представителя «пишущей культуры», т. е. культуры антропологов, тотально сфокусированной на письменной практике.
В период работы в сотрудничестве со сторонниками интерпретативной антропологии – направления, для которого вообще характерна была критическая переоценка накопленного научного багажа и общепринятых концепций и теорий, – Тайлер изменил своё отношение к когнитивной антропологии и превратился из её стойкого последователя в сурового критика. Учёный считал, что когнитивная антропология (как и антропологический структурализм в целом) зашла в тупик, сосредоточившись на чисто формальных методах структурно-лингвистического анализа, применение которых в большинстве случаев стало просто интеллектуальным упражнением и имело мало общего с действительной жизнью и культурой изучаемых людей. Критика когнитивной антропологии была подробно изложена Тайлером в книге «Сказанное и невысказанное» (1978), в которой, в частности, он стал указывать, что герменевтические подходы приносят гораздо более интересные и ценные плоды в современной антропологии, чем структуралистские.
С. Тайлер был известен как блестящий оратор и ритор (в то время как его письменные работы чаще всего довольно запутанны и трудны для чтения), на лекции учёного собирались студенты и аспиранты с самых разных факультетов и кафедр. Тайлер был превосходным знатоком античной философии и риторики, и культура диалога всегда интересовала его как предмет. В этом смысле его интересы опять же смыкались с интересами интерпретативной антропологии, где идее диалога отводилась важнейшая роль в достижении этнографического понимания и получении любой антропологической интерпретации. Последняя книга учёного – «Непроговариваемое: дискурс, диалог и риторика в мире постмодерна» (1987) – была не столько его антропологическим, сколько философским размышлением на предмет того, в какой мере границы современных этнографических исследований и поисков определяются границами нашего научного языка и риторическими практиками сегодняшней гуманитарной науки. Он рассуждает о том, насколько глубоко постструктуралистское понятие «интертекстуальность» пронизывает всё существо современной этнографической и культурно-антропологической работы. В своих поздних статьях Тайлер часто обращался к концепции «middle voice» («средний залог»), указывая, что современному антропологу необходимо научиться входить в своего рода регистр «среднего залога», который позволил бы избежать крайностей субъективистского и объективистского подхода в этнографической практике – противоречия, преследующего антропологию на протяжении последнего столетия.