Свердловская область. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Свердло́вской о́бласти, региональная транспортная система, представленная всеми видами транспорта, кроме морского. Сложившееся экономико-географическое положение способствует развитию потенциала субъекта как крупного транспортно-логистического центра РФ.
Транспортная система Свердловской области развита неравномерно: наивысшая концентрация транспортных путей наблюдается в промышленных плотно заселённых районах центра и запада субъекта, в то время как северо-восточные районы освоены слабо. Основа транспортного каркаса области – развитая железнодорожная сеть, которую дополняют автомобильные дороги.
Протяжённость автомобильных дорог общего пользования 32,1 тыс. км, из них с твёрдым покрытием 25,4 тыс. км, плотность автодорог с твёрдым покрытием 130,7 км/1000 км2. Объём перевезённых грузов 43,0 млн т, грузооборот 11 807 млн т·км, перевезено 193,3 млн пассажиров (2021).
Через Свердловскую область проходят федеральные автодороги М-5 «Урал» (Москва – Самара – Челябинск – Екатеринбург), Р-242 (Пермь – Екатеринбург), Р-351 (Екатеринбург – Тюмень), Р-354 (Екатеринбург – Шадринск – Курган).
Свердловская железная дорога входит в первую тройку крупнейших железнодорожных магистралей России, является основой транспортной системы не только Свердловской области, но и Пермского края, Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Магистраль соединяет Европейскую и Азиатскую части России, обеспечивает транспортно-экономические связи индустриальных районов Урала и Западной Сибири с центральными, восточными и западными регионами России и зарубежными странами.
Протяжённость железнодорожных путей общего пользования 3510,9 км, плотность 18,1 км/1000 км2. Объём перевозки грузов 61,9 млн т, пассажиров 11,8 млн человек (2020). Екатеринбург – главный железнодорожный узел области, где сходятся 4 магистрали: Москва – Пермь – Екатеринбург – Тюмень (в составе основного маршрута Транссибирской железнодорожной магистрали), Москва – Казань – Екатеринбург – Каменск-Уральский – Курган, Полуночное – Ивдель – Серов – Нижний Тагил – Екатеринбург – Челябинск, Екатеринбург – Ирбит – Тавда (в составе Свердловской железной дороги). Другие важные железнодорожные узлы: Каменск-Уральский (субмеридиональная дорога Серов – Алапаевск – Богданович – Челябинск и субширотная Екатеринбург – Курган), Нижний Тагил (Пермь – Нижний Тагил – Екатеринбург, Нижний Тагил – Верхняя Салда – Алапаевск), Дружинино (Нижнесергинский район; Казань – Екатеринбург, Чусовой – Кузино – Бакал), Егоршино (Артёмовский; Екатеринбург – Усть-Аха, Каменск-Уральский – Нижний Тагил).
Единственный международный аэропорт Свердловской области – Кольцово имени А. Н. Демидова (основан в 1930, статус международного с 1993, современное название с 2019; 16 км к юго-востоку от центра Екатеринбурга; 7-й по загруженности в России: 6,2 млн пассажиров, 27,6 тыс. т грузов, 2019).
Речной транспорт развит слабо, однако для некоторых населённых пунктов Тавдинского и Гаринского городских округов и Таборинского района (восточная часть области) является единственным доступным в летнее время видом транспорта.
По территории области проходят 11 магистральных газопроводов, важнейшие из них: Игрим (Ханты-Мансийский автономный округ) – Серов – Нижний Тагил, Надым (Ямало-Ненецкий автономный округ) – Поволжье, Надым – Тула 1, Уренгой (Ханты-Мансийский автономный округ) – Помары (Марий Эл) – Ужгород (Украина), Ямбург (Ямало-Ненецкий автономный округ) – Елец (Липецкая область), Челябинск – Сысерть – Екатеринбург – Нижний Тагил. Общая протяжённость газопроводов области 5 тыс. км. Проходят нефтепроводы Сургут (Ханты-Мансийский автономный округ) – Полоцк (Белоруссия), Холмогоры (Ханты-Мансийский автономный округ) – Клин (Московская область), общая длина магистральных нефтепроводов области 600 км (2021).