Сценарий юзабилити-тестирования
Сцена́рий юзаби́лити-тести́рования (англ. test scenario), инструкция для юзабилити-тестирования, описывающая порядок и формулировки заданий и вопросов, предоставляемых респонденту в ходе исследования. При проведении юзабилити-тестирований основным элементом планирования является сценарий – последовательность задач и действий, выполняемых респондентами (участниками тестирования), а также задаваемых модератором дополнительных вопросов. Качество составленного сценария напрямую влияет на валидность получаемых результатов и, как следствие, на эффективность исследования для улучшения продукта (Rubin. 2008).
Составлением сценариев занимаются юзабилити-специалисты совместно с разработчиками продукта. Для получения ключевой информации специалисты могут изучать сам продукт или его концепции, анализировать данные поведения аудитории самого продукта (например, веб-аналитики) или сходных ему конкурентов.
Список заданий тестирования должен соответствовать пользовательскому сценарию, охватывая его ключевые этапы, а также обеспечивать проверку основных гипотез о пользовательском поведении и потенциальных ошибках интерфейса. Длительность сценария определяется спецификой тестирования конкретного продукта, но в среднем планируется с расчётом на 1–2 часа – в противном случае утомление может сказаться на мотивации респондента и его поведении.
Создание сценария может быть затруднительным в силу нескольких причин.
Во-первых, реальное количество потенциальных сценариев поведения пользователя и доступных функций в интерфейсе может быть очень велико и не поддаваться изучению в одном исследовании. Ввиду ограниченного времени тестирования перед исследователями стоит задача выделить несколько основных пользовательских сценариев (Campos. 2017).
Во-вторых, созданием сценариев занимаются исследователи и разработчики продукта, которые могут иметь искажённое представление о том, как в реальности будет выглядеть пользовательский сценарий при работе с данным интерфейсом (Olsson. 2013).
Обе эти проблемы могут привести к неполному или неточному охвату пользовательского сценария, снижая эффективность исследования и релевантность полученных данных. Возможными методами решения могут являться глубокая аналитика данных о поведении текущей целевой аудитории продукта (van Eck. 2018), составление персон для лучшего понимания мотиваций пользователя при работе с интерфейсом.
В классическом описании сценария специалист отмечает:
Задачу для респондента. Задача должна быть репрезентативной, т. е. соответствовать контексту и целям пользователя при работе с интерфейсом в реальной жизни (McClosekey. 2014). Задача содержит в себе описание контекста (например, «Представьте, что Вы покупаете подарок своему другу») и целевого действия (например, «Попробуйте купить что-нибудь, что ему понравится»). Формулировки задач требуют к себе значительного внимания, чтобы быть простыми, понятными, реалистичными и не содержать подсказок, если того не требует конкретная гипотеза (примером подсказки является задание: «Воспользуйтесь кнопкой "Купить", чтобы купить товар»).
Описание критериев успешности выполнения задания (например, «Задание считается выполненным, если пользователь добавил товар в корзину») и иных фиксируемых метрик (например, необходимость отметки времени выполнения задачи) (Scenarios).
Описание «правильного» выполнения задачи и альтернативных способов (например, «Главная страница – Каталог – Подарки – Карточка товара – Корзина»).
Вопросы для проверки статуса выполнения задачи в глазах респондента (например, «Удалось ли вам купить подарок?»).
Перечень проверяемых гипотез.
Перечень дополнительных вопросов – уточнение наличия и причин проблем, мотиваций поведения и др.
Для проверки качества сценариев специалисты проводят пилотные исследования – полноценные тестирования, направленные на выявление проблем в тексте сценария, порядке задач, их сложности или планируемой длительности тестирования (Moran. 2018).