Репрезентативная задача
Репрезентати́вная зада́ча (англ. representative task), задача, предъявляемая респонденту юзабилити-тестирования, которая соответствует контексту и целям пользователя при работе с интерфейсом в реальной жизни и является частью реального пользовательского сценария.
При проведении юзабилити-тестирований для получения надёжных данных необходимо, чтобы респонденты являлись «репрезентативными пользователями, выполняющими репрезентативные задачи» (Bevan. 1994. P. 140).
Репрезентативность задачи означает, что она аналогична той, которую пользователь мог бы выполнять в реальной жизни. Для того чтобы пользователь понимал задачу и мог воспринимать её как реалистичную, задача должна:
содержать контекст: задача не должна быть описанием только целевого действия, но также порождать у пользователя мотивацию к действию (например: «Представьте, что у Вашего друга день рождения, и Вы ищете ему подарок», а не «Найдите как купить товары на сайте в разделе Подарки»);
соответствовать реальной потребности пользователя: описывать потребность или задачу, которую совершал бы реальный пользователь (например: «найти подходящую осеннюю уличную обувь в рамках своего бюджета», а не «найти коричневые сапоги 45-го размера от 2000 до 5000 рублей»);
порождать действие, а не ответ на вопрос: подталкивать пользователя к совершению реального действия в интерфейсе, а не к искусственному поиску в рамках условий задачи (например: «Вы планируете поездку в Париж, попробуйте найти билет на ближайший авиа-рейс», а не «в каком разделе вы бы искали авиа-билеты?») (McClosekey. 2014).
Также рекомендуется не включать в задачу прямое упоминание тестируемых элементов интерфейса или подсказок по выполнению, чтобы не искажать поведение респондента.
Корректность постановки задачи в юзабилити-тестировании может критически повлиять на надёжность результатов юзабилити. Исследования показывают, что формулировка и порядок предоставления задач в тестировании могут значительно влиять на их результаты. Так, искусственно более подробное (с большим числом шагов) описание задачи («зайдите на сайт, перейдите в каталог») приводит к тому, что оценивающие находят большее количество мелких ошибок, напрямую связанных с описанным порядком действий в задаче, но пропускают более глобальные поведенческие и критичные проблемы (Sears. 1999; Alshamari. 2008). Также при выполнении более структурированных задач было обнаружено большее количество проблем, чем в свободной формулировке, но различие касалось малозначительных затруднений (Alshamari. 2008).
Искусственное упорядочивание задач по сложности также мешает создать реалистичное взаимодействие с интерфейсом, т. к. в реальности пользователи выполняют задачи в соответствии с их текущими потребностями, а не воспринимаемой сложностью. Задачи также важно «подстраивать» под респондента, позволяя ему выполнять наиболее важные для него, или переформулировать их в соответствии с потребностями отдельно взятого респондента (например, при задаче поиска товара на сайте выбор товара может быть совершён из предшествующей истории покупок респондента или его текущих интересов).
Репрезентативность задач является важным требованием при составлении сценария юзабилити-тестирования.