Персона (в юзабилити)
Персо́на (англ. persona), в юзабилити практический инструмент проектирования взаимодействия с интерфейсом, предложенный А. Купером в 1998 г. Способ представления данных о пользователях, полученных в результате исследований, в виде описания реалистичного портрета.
Целью составления персон является выделение ключевых характеристик разных групп пользователей и фокусировка на этих характеристиках, чтобы дизайнеры могли учитывать их при разработке продукта – нарисовать путь клиента, определить проблемы, с которыми он может столкнуться и предсказать его возможное поведение. Кроме того, реалистично описанная персона вызывает эмпатию, позволяя разработчикам лучше понять мотивы и действия пользователей.
Как правило, в описание персоны включают опыт и контекст работы с продуктом, цели, мотивы, потребности, паттерны и барьеры при взаимодействии с ним. Другие данные также могут быть включены в портрет пользователя, если они помогают понять особенности взаимодействия.
Критика инструмента связана с тем, что в описание персон могут входить данные, хотя и выдуманные, но делающие их чрезмерно похожими на реальных людей (имя, возраст, пол, профессия). Во-первых, это может приводить к непониманию и замешательству – насколько подобные социально-демографические характеристики описанной персоны соответствуют всей группе, которую она представляет. Во-вторых, такие характеристики могут вызывать предубеждения и стереотипы, которые будут переноситься с персоны на всю группу.
Другой аспект критики также связан с наделением персон личностными особенностями, он строится на том, что такие особенности не определяют поведение группы людей. Более того, у групп с разным социально-демографическим профилем могут быть схожие цели и поведение при взаимодействии с продуктом. На этом строится поведенческий подход к персонам, исключающий из их описания демографию и фокусирующийся на том, что персоны делают при использовании продукта и почему.