Строительство железной дороги Аддис-Абеба – Джибути
Строительство железной дороги Аддис-Абеба – Джибути. В 2011 г. между правительствами Джибути, Эфиопии с одной стороны и китайским консорциумом (сформированным из Китайской гражданской инженерно-строительной корпорации и Китайской железнодорожной инженерной корпорацией) – с другой было заключено соглашение о строительстве железнодорожной магистрали Аддис-Абеба – Джибути. В 2013 г. данный проект стал частью китайской инициативы «Пояс и путь».
1 января 2018 г. была запущена в эксплуатацию железнодорожная магистраль Аддис-Абеба – Джибути. Стоимость строительства превысила 4 млрд долл., протяжённость полностью электрифицированной на переменном токе магистрали (шириной колеи 1435 мм) составила 752,7 км. Данная магистраль позволила существенно сократить время, затрачиваемое на перемещение из столицы Эфиопии в столицу Джибути, – с 7 дней (при использовании узкоколейной железной дороги шириной колеи 1000 мм, построенной в 1897–1917) до 10 ч. Железнодорожная линия проложена вблизи таких крупных городов, как Аддис-Абеба, Дэбрэ-Зэйт (Бишофту), Адама (Назрет), Дыре-Дауа (все – в Эфиопии), Али-Сабих, Джибути (оба – в Джибути). Дорога включает 20 станций, на 10 из них налажено пассажирское сообщение (2023).
Магистраль находится в управлении Эфиопско-Джибутийской железнодорожной компании (EDR; 2017; штаб-квартира – в Аддис-Абебе), располагающей подвижным составом в количестве 35 электровозов, 6 маневровых тепловозов, 30 пассажирских и около 1,1 тыс. грузовых вагонов (2023).
После ввода в эксплуатацию данная железная дорога трансформировалась в транспортный коридор, имеющий ключевое значение для развития экономики Эфиопии. Во-первых, производители продукции добывающей и лёгкой отраслей промышленности, аграрного сектора страны получили дополнительный выход на международные рынки через морской порт Джибути. Во-вторых, вблизи магистрали создано несколько промышленных парков (в том числе получивших инвестиции со стороны китайских компаний), включая Восточный индустриальный парк в Дэбрэ-Зэйте, индустриальный парк «Адама» и индустриальный парк в Дыре-Дауа. В 2018–2023 гг. железной дорогой ежегодно перевозилось свыше 120 тыс. пассажиров и 2 млн т грузов.