Стомп
Стомп (англ. stomp), жанр американской танцевальной музыки, с элементами джаза.
Происхождение термина связывают с названием фортепианной пьесы Дж. Р. Мортона «King Porter Stomp» (Кинг Портер – прозвище малоизвестного пианиста из Флориды), впервые записанной на пластинку в 1923 г. В оригинальной интерпретации «King Porter Stomp» – регтайм, в умеренном темпе, практически без импровизации (типичная для Мортона т. н. выписанная музыка).
Специфика стомпа как массового танца с элементами джаза сложилась в практике биг-бэндов в конце 1920-х и в 1930-х гг. Особенности музыкального стиля в целом те же, что в быстрой разновидности фокстрота: размер 4/4, ровный аккомпанемент четвертями на каждой доле такта, умеренный или быстрый темп. Стилевые черты, отличающие стомп от фокстрота, проявляются в некоторых его реализациях: маркированный акцент на первой доле (собственно – притопывание, англ. stomping) и короткая, неоднократно повторяющаяся гармоническая прогрессия F – F♯dim7 – C7/G – C7 (т. н. stomp progression; показана для фа мажора). Ранний стомп выглядит, по существу, как оркестровая версия рэгтайма или как диксиленд, с типичными для последнего составами (в том числе туба, выполняющая в фактуре функцию баса) и групповыми импровизациями. Для зрелого стомпа обязательны элементы джаза, общие для многих жанров оркестровой неакадемической музыки эры свинга: риффы, импровизации инструменталистов-солистов джаз-бэнда и т. п. Примеры: «Sugarfoot Stomp» и «New King Porter Stomp» в реализации оркестра Ф. Хендерсона (записи 1925 и 1932), «Whiteman Stomp» – П. Уайтмена (1927), «Stevedore Stomp» – Дюка Эллингтона (1929), «Stompin’ at the Savoy» – Бенни Гудмена (1936), «Stomp it off» – Томми Дорси (1939).
Словом «стомп» (англ. stomp dance) в американском этномузыкознании также обозначается групповой танец индейцев, встречающийся у делаваров, семинолов, чироки и др., но особенно характерный для племён, в 19 в. насильственно переселённых в Оклахому.