Статистическое мышление
Статисти́ческое мышле́ние, основанный на теории вариабельности (от англ. variability – изменчивость) способ принятия решений о том, требуется или не требуется вмешиваться в ход процесса, и если требуется, то кто это должен сделать, в какой момент времени и с использованием какого управляющего воздействия. Существует и более лаконичное определение: «Статистическое мышление – это умение принимать системные решения в мире, подверженном вариабельности» (Адлер. 2015. С. 17).
В начале 20 в. пришло понимание того, что мировые законы носят вероятностный характер. Случайность в поведении систем носит принципиальный характер, и от неё нельзя избавиться, собирая больше информации. Вскоре после великих открытий в физике У. Э. Шухарт установил фундаментальную роль вариабельности мира и предложил способ минимизировать её влияние на принимаемые решения. Это привело к появлению концепции статистического мышления. Данное понятие ввёл У. Э. Деминг (Деминг. 2014). На основе статистического мышления и теории вариабельности осуществляется статистическое управление процессами и в большой степени статистическое управление качеством.
М. Трайбус в 1980-х гг. выдвинул «вирусную теорию менеджмента». Суть её в том, что если устранить источники вариабельности («вирусы») на каждом этапе производства, то результат станет более предсказуемым, а производство – более управляемым. Вирусы вариабельности могут происходить в результате функционирования самой системы (общие причины) и бороться с ними может только руководитель фирмы. Доля таких вирусов, как правило, не менее 80 %. Если вирусы вариабельности связаны с деятельностью исполнителей (особые причины), которые могут самостоятельно справиться с влиянием этих вирусов. Доля таких вирусов может достигать 20 %.