Стангеруп Хенрик
Ста́нгеруп Хе́нрик (Henrik Stangerup) (1.9.1937, Фредериксберг – 4.7.1998, Лангебек, о. Зеландия), датский писатель, кинорежиссёр, журналист.
Родился в семье литературного критика, доктора философии Хакона Стангерупа (1908–1976) и актрисы Бетти Сёдерберг (1910–1993), дочери Я. Сёдерберга. В 1956–1960-х гг. обучался на теологическом факультете Копенгагенского университета (дипломная работа посвящена экзистенциальной философии Ж.-П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя в отражении идей С. Кьеркегора). В 1964 г. учился в Институте высшего кинематографического образования (ныне Ля Феми, Высшая национальная школа аудиовизуальных искусств) в Париже.
Сотрудничал с датскими периодическими изданиями: в 1961–1964 гг. журналист газеты Ekstra Bladet, с 1964 г. редактор новостей литературы и кино, корреспондент газеты Politiken. С 1978 г. писал материалы для газеты Berlingske.
Первый прозаический сборник «Путешествие маленького Хопа» («Lille Håbs rejse», 1958), содержащий три притчи, вышел тиражом 100 экземпляров. В сборнике новелл «Зелень и чернота» («Grønt og sort», 1961) Стангеруп осветил проблемы взросления, поиска понимания у окружающих, взаимоотношений с противоположным полом. В сборнике зарисовок парижской жизни «Настоящий парижанин» («Veritabel pariser», 1966) с юмором и самоиронией описал будни датского репортёра-франкофона.
В дебютном романе «Змея в груди» («Slangen i brystet», 1969) душевные страдания и саморазрушение главного героя-журналиста показаны на фоне сатирического изображения датской общины в Париже. В романе «Ложь на лжи» («Løgn over løgn», 1971) разоблачены продажность мира кинематографа и средств массовой информации. Протагонистом выступает режиссёр, который переживает профессиональное выгорание, семейный и личностный кризис, а также терпит фиаско при попытке снять честный фильм о молодёжном протестном движении. В романе с элементами антиутопии «Мужчина, который хотел быть виновным» («Manden der ville være skyldig», 1973, экранизирован О. Роосом в 1990) критикуется общество, которое вмешивается в частную жизнь и диктует своим гражданам правила человеческих взаимоотношений, лишая их любой инициативы. В центре внимания автобиографического романа «Опередить врага» («Fjenden i forkøbet», 1978) – поиски творческого вдохновения, чувство вины, противостояние тёмной стороне своей личности и окружающим.
Центральное литературное произведение Стангерупа – трилогия, посвящённая учению С. Кьеркегора о трёх стадиях человеческого существования на пути к Богу (этическая, эстетическая и религиозная). Главные герои – датчане, вынужденные покинуть родину. Первый роман трилогии «Путь в Лагоа Санта» («Vejen til Lagoa Santa», 1981), представляющий этическую стадию жизни, – о датском учёном П. В. Лунне (1801–1880), который занимался исследованиями в областях зоологии и палеонтологии, проводя раскопки в пещерах Бразилии. Главный герой переживает экзистенциальный кризис и проходит сложный путь к новому видению мира. Главный герой 2-го романа трилогии «Трудно умирать в Дьеппе» («Det er svært at dø i Dieppe», 1985) – литературный критик П. Л. Мёллер (1814–1865), чья жизнь, отмеченная творческими взлётами и внутренними терзаниями, начиная с детских лет и до смерти от сифилиса в Дьеппе, олицетворяет эстетический период существования человека. В завершающем трилогию романе «Брат Якоб» («Broder Jakob», 1991), посвящённом религиозной стадии жизни, повествуется о «рыцаре веры», францисканском монахе Якобе Датском (около 1484–1566), авторе «Хроники изгнания ордена Серых братьев из Дании» («Gråbrødrenes fordrivelseskrønike», 1533), который бежал из охваченной Реформацией Европы в вице-королевство Новая Испания (ныне территория Мексики), чтобы основать там монастырь. Писатель изображает Данию как часть общеевропейского культурного пространства, размышляя о современных, в том числе политических, проблемах страны и Европы.
Проза Стангерупа отличается эмоциональностью и реалистичностью, автор погружает читателя в чувственные переживания персонажей, физиологические и психологические оттенки их внутреннего состояния.
Среди других сочинений: роман «Дочь того самого. Сценические картины с матерью» («Datter af. Scener om en mor», 1995), сборники эссе «Четверть правды» («Den kvarte sandhed», 1989), «Под знаком бегства» («I flugtens tegn», 1993) и статей «Наоборот! Жизнь и точки зрения 1956–98» («Tværtimod! Levned og meninger 1956–98», 2003).
Режиссёр художественных фильмов «Дай Богу шанс в воскресенье» («Giv Gud en chance om søndagen», 1970) о религиозных сомнениях и душевных переживаниях молодого священника; «Опасные поцелуи» («De farlige kys», 1972) о влюблённости врача в пациентку психиатрической клиники; «Земля плоская» («Jorden er flad», 1977; по мотивам пьесы Л. Хольберга «Эразмус Монтанус», «Erasmus Montanus», 1723), о возвращении бразильского студента из университета в Португалии в родной город.
Будучи последователем панъевропеизма, Стангеруп выступал за общее европейское политическое и культурное пространство, против оторванности современной датской культуры. В 1970-х гг. писатель принимал активное участие в политических дискуссиях на фоне общенародного голосования о вхождении Дании в Европейское экономическое сообщество (1972), выступал за вхождение Дании в Европейский союз, при этом упрекал датских политиков в слабости и неспособности предложить свою линию на общеевропейской арене.
Кавалер ордена Искусств и литературы Франции (1986).
Премия датских критиков (1981), пожизненная стипендия Датского фонда искусств (1984), премия Фонда Хенрика Понтоппидана (1985, 1994), Большая премия Датской академии (1986).
В 1995 г. награждён медалью Хольберга.