Библиографический источник

О некоторых особенностях джайнской архитектуры

Е. М. Карлова

Заглавие:

О некоторых особенностях джайнской архитектуры

Автор:
Объём:

17 с.

Аннотация:

Основной комплекс джайнских архитектурных памятников лежит в целом в контексте общеиндийской традиции, представляя собой симметрично-осевые храмы с расположенными друг за другом одной или несколькими мандапами и гарбха-грихой. Оформлены они обычно в едином стиле с памятниками соответствующей эпохи и локализации. Некоторые стандартные для индийского храмового строительства элементы в джайнских памятниках акцентируются или приобретают особое значение. В центральной и западной Индии в раннем Средневековье начинает складываться особый тип центричного джайнского храма - чатурмукха, который достигает наивысшего развития в памятниках периода Соланки. Пик его развития совпадает с взлетом джайнской диаспоры в этот период, сопровож давшимся активным строительством. Тогда же высшей точки достигает своеобразный стиль архитектурной декорации, получивший название «стиль Мару-Гурджара» и прочно ассоциирующийся нынче именно с джайнскими памятниками.Храм типа чатурмукха выражает базовые принципы джайнской космологии и как отдельными частями, так и в целом соотносится с описанным в священных текстах сакральным пространством. Одно из важнейших понятий мистической географии джайнизма, самвасарана, воплощается в архитектуре как часть гарбха-грихи, но может выступать и как отдельно стоящее сооружение в рамках храмового комплекса. В дальнейшем тип храма чатурмукха не получил широкого распространения, в отличие от некоторых декоративных элементов стиля Мару-Гурджара. Их формальное повторение в сочетании со стремлением к воплощению на земле сакральной географии - отличительная черта джайнской архитектуры Нового и Новейшего времени.

Ключевые слова:

архитектура, джайнизм, индия, искусство Индии, сакральная архитектура, architecture, art of India, india, jainism, sacred architecture

Язык текста:

Русский

Сведения об источнике:

Вопросы всеобщей истории архитектуры. – 2019. – № 2 (13). – С. 200–216.

Электронная версия:
Перейти
Дата публикации:
Дата публикации: