Специальная психология
Специа́льная психоло́гия, отрасль психологической науки, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющиеся в замедлении или выраженном своеобразии психического развития ребёнка, затрудняющие его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
Первыми получили развитие области, связанные с изучением лиц с нарушениями зрения (тифлопсихология), слуха (сурдопсихология) и умственным недоразвитием (олигофренопсихология). Первоначально отрасль начала складываться в рамках дефектологии – интегративной области научного знания, объединившей клинические, психологические и педагогические аспекты обучения и воспитания детей с врождёнными или приобретёнными нарушениями в психическом развитии. В 1926 г. в России впервые была организована лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции Наркомпроса (руководитель В. П. Кащенко). У её истоков стоял выдающийся учёный, психолог Л. С. Выготский. Впоследствии лаборатория была преобразована в Экспериментальный дефектологический институт.
Современная специальная психология обращена к детям и подросткам с врождёнными или приобретёнными нарушениями в психическом развитии, а также лицам с нарушениями здоровья, имеющим особые образовательные потребности.
Появление специальной психологии способствовало разработке психодиагностического инструментария для дифференциации нормального и аномального развития, развитию методов коррекции, компенсации и реабилитации нарушенных функций.