Спаньолетта
Спаньоле́тта (итал. spagnoletta, уменьшительное от spagnola – испанка; исп. españoleta), танец и популярная остинатная модель в западноевропейской музыке 16–18 вв.
Для спаньолетты характерны трёхдольный метр, подвижный темп. Помимо устойчивой гармонической схемы, в большинстве спаньолетт совпадает и мелодия, по меньшей мере её начало. Иногда спаньолетта сопровождалась подтекстовкой.
Первый сохранившийся музыкальный образец находится в трактате М. Ф. Карозо «Танцовщик» (1581), где спаньолетта описывается как парный танец.
В 17 в. появилось множество обработок спаньолетты для различных инструментов – лютни (трактат Ч. Негри «Прелести любви», 1602), клавишных инструментов (каприччио на тему спаньолетты из «Второй книги каприччио» Дж. Фрескобальди, 1624; две обработки Дж. Фарнеби из «Вирджинальной книги Фитцуильяма», 1-я треть 17 в.), инструментального ансамбля (сборник «Терпсихора, пятая из аонийских муз» М. Преториуса, 1612), позднее – гитары («Руководство по игре на испанской гитаре» Г. Санса, 1674).
Отдельные примеры спаньолетт встречаются в 18 в. в Испании. Среди них – анонимная спаньолетта из рукописного сборника «Книга музыки для клавесина дона Франсиско де Техады» (1721).
В 20 в. композиторы обращались к старинным спаньолеттам и на их основе создавали собственные произведения, например «Вариации на тему спаньолетты Джайлза Фарнеби» (1945) для гитары и струнного оркестра Х. Монтсальватже. Один из самых известных образцов – «Спаньолетта и фанфары кавалерии Неаполя» из сюиты для гитары с оркестром «Фантазия для джентльмена» (1954) Х. Родриго, представляющей собой обработки музыки Г. Санса. Несмотря на название, пьеса основана на музыке другого испанского танца 17–18 вв. – марисапалос, начало которого полностью совпадает с началом спаньолетты.
Следует отличать спаньолетту от «Spagna».