Своды законов

Советское законодательство о религии

Сове́тское законода́тельство о рели́гии, нормативно-правовые акты, регулировавшие деятельность и государственно-конфессиональные отношения в в целом и в входивших в его состав союзных  республиках. Первый нормативно-правовой акт – декрет СНК , принят 20 января 1918 г., опубликован 23 января 1918 г.; последние – закон СССР , принят 1 октября 1990 г. и закон РСФСР , принят 25 октября 1990 г.

Декретом СНК РСФСР была национализирована вся церковная собственность, в том числе «здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей», которые по этому закону передавались уполномоченными органами государственной власти в бесплатное пользование «соответствующих» религиозных обществ (нецентрализованных религиозных организаций). Религиозные организации были лишены прав юридического лица и владения собственностью.

Основной задачей декрета был демонтаж прежней системы государственно-церковных отношений, существовавшей в России, разрушение и её епархий как централизованных религиозных организаций. 19 июня 1923 г. народный комиссариат юстиции и внутренних дел издал постановление, в соответствии с которым центральным церковным учреждениям запрещалось любое административное вмешательство в дела приходов, если они этого не хотели. Обосновывалось это тем, что молитвенное здание местными советскими властными структурами передаётся не централизованной религиозной организации, а непосредственно гражданам – учредителям местного религиозного объединения. Помимо того, что религиозные общества и группы верующих не имели прав юридического лица, одно религиозное объединение могло пользоваться только одним культовым помещением.

8 апреля 1929 г. и СНК РСФСР приняли постановление. Данное постановление ещё жёстче ограничило возможности деятельности религиозных организаций. В частности, постановление 1929 г. не давало права священнослужителям, как лицам, лишённым избирательных прав, выступать в качестве учредителей религиозных объединений. С принятием , которая предоставила всем советским гражданам равные права, постановление вступило с ней в противоречие, но отменено не было.

Хотя в Советском Союзе и провозглашалось равенство мужчин и женщин, гендерный аспект реализации законодательства о религии был достаточно выражен. Запрет 1929 г. для религиозных объединений «организовывать как специально детские, юношеские, женские молитвенные и другие собрания» вызывал недоумение. Как отмечал в 1972 г. в своём докладе , «выделение женщин особенно удивляет в наш "век равноправия"».

Государственно-церковные отношения реализовывались в разные годы посредством функционирования 8 (5) отдела НКЮ, Постоянной центральной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, Постоянной комиссии вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР; Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР, Совета по делам религиозных культов при СНК СССР (в 1946 оба органа были переименованы в Советы при Совете министров СССР, а с 1965 объединены в Совет при делам религий при СМ СССР). Государственные органы в конфессиональной сфере имели ограниченные полномочия, их деятельность была полностью подчинена партийно-государственной линии.

В середине 1937 г. в среде партийного и государственного руководства стало широко распространяться убеждение, что необходимо вообще ликвидировать законодательство, которое регулировало религиозную деятельность, в том числе и постановление 1929 г. По мнению некоторых руководителей государства, оно давало возможность организационного оформления и структурирования наиболее активных верующих в сетевую враждебную советской власти легальную организацию, в связи с этим выдвигалось и требование упразднения органов церковного управления.

Однако в годы государственная религиозная политика коренным образом изменилась до такой степени, что некоторые даже называют данные изменения «религиозным возрождением». Возросшая во время Второй мировой войны религиозность населения, в первую очередь женского, необходимость использования религиозного вопроса в международной политике заставили руководство Советского государства пойти на ряд уступок. Начали открываться храмы, духовные учебные заведения, смягчились репрессии по отношению к духовенству и верующим, на условиях жёсткой цензуры Русской Православной Церкви была разрешена издательская деятельность в ограниченных размерах.

В 1943 г. был создан Совет по делам Русской православной церкви, который в самом начале своей работы столкнулся с несоответствием имеющейся законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующих религиозную деятельность, новым реалиям. В 1943–1944 гг. советским правительством были изданы свыше десяти постановлений, определявших новый порядок осуществления религиозными объединениями их деятельности, предоставления льгот священнослужителям, очерчивали права и обязанности государственных структур, занимавшихся религиозной политикой. Было ясно, что декрет 1918 г. и постановление 1929 г. не отвечают новой исторически сложившейся обстановке. Об этом Совет по делам РПЦ информировал правительство в декабре 1943 г. Кроме того, ставился вопрос о необходимости нового, теперь уже союзного законодательства. Его проект был подготовлен, принят за основу на заседании Совета по делам РПЦ 7 января 1944 г. и представлен в правительство, однако не был рассмотрен. В то же время закрытыми постановлениями Совнарком неоднократно вносил изменения в статьи постановления 1929 г., необходимые для приведения его в большее соответствие с новыми историческими реалиями.

Отказ официально признать централизованные религиозные организации приводил к серьезным правовым коллизиям – государство имело отношения только с местными религиозными организациями (приходами), и при этом в 1943–1965 гг. существовал правительственный орган, в самом названии которого содержалось название централизованной религиозной организации (Совет по делам Русской православной церкви); зарегистрировал , принятое в 1945 г. и восстановившее иерархический принцип внутрицерковного управления, вернувшее священнослужителям их роль в управлении приходами. Союзный государственный орган при правительстве, имевший своих региональных уполномоченных, должен был осуществлять связь между правительством и патриархией, которая по букве постановления 1929 г. теоретически не признавалась правомочным органом, однако начиная с 1943 г. начала широко задействоваться в международной политике.

16 марта 1961 г. Советом Министров СССР было принято постановление «Об усилении контроля за исполнением законодательства о культах». Им отменялись все законодательные и нормативно-правовые акты, принятые после 1943 г. Давление на Русскую Православную Церковь этого периода показательно своей внешней «демократической» оформленностью. В этой связи характерно, что постановление Совет Министров СССР от 16 марта 1961 г. было подтверждено решением сначала , затем Архиерейского Собора, а потом и приходских собраний. Сначала Священный Синод, а затем Архиерейский Собор в 1961 г. приняли решение о запрете священнослужителям участвовать в хозяйственной деятельности приходов, а соответственно и быть в числе их учредителей. Это решение действовало вплоть до

В начале февраля 1988 г. официально поручило Совету по делам религий совместно с другими союзными министерствами и ведомствами разработать проект союзного закона о свободе совести. В конце апреля совет внес как в ЦК КПСС, так и в законопроект «О свободе совести и религиозных организациях», вобравший в себя наработки предшествующих лет. Однако потребовалось более двух лет, чтобы этот законопроект был внесён на рассмотрение Верховного Совета СССР.

Коммунистическим деятелям удавалось постоянно блокировать разработку проекта закона и внесение в него статей, расширяющих свободу религиозных организаций. Спустя три недели после опубликования закона СССР (1 октября 1990), РСФСР представила свой Закон о свободе вероисповеданий (25 октября 1990). Религиозные организации получили статус юридического лица. Родители получили право на религиозное воспитание детей. Были разрешены и публицистическая деятельность Церкви. Смогла свободно развиваться приходская жизнь.

Союзный закон преодолел идеологизированность советского законодательства, предусмотрев в качестве объекта религиозные организации, то есть конкретные исторически сложившиеся учреждения, являющиеся носителями религиозных отношений. Эти религиозные отношения, в свою очередь, являются предметом государственного регулирования. Для российского закона носителем религиозных отношений является гражданин или группа граждан (религиозное объединение), поэтому основной смысл данного закона – права человека и гражданина. Само слово «организация» не встречается в тексте российского закона.

После принятия Закона РСФСР 1990 г. в стране сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, тысячи культовых зданий передавались религиозным общинам, открывались десятки монастырей, духовных учебных заведений, религиозных центров, братств и миссий. Практически все обоснованные заявления верующих о регистрации обществ разрешались положительно. С другой – вскоре проявились и не прогнозируемые в ходе выработки закона последствия. Начался бурный рост числа конфессиональных новообразований, не имеющих аналогов в прошлом России, бесконтрольный въезд на территорию государства тысяч миссионеров и проповедников самой различной конфессиональной принадлежности. Быстро увеличивалось количество духовных миссий, действовавших во всех субъектах . Для ряда «новых» религиозных организаций и миссионерских структур было характерно «применение особой психотехники, оказывающей разрушающее воздействие на личность», распространение «ненависти и вражды к тем, кто не разделяет их воззрений», что в конечном итоге усиливало нестабильность, вело к конфронтации на «религиозной почве» как в ряде отдельных субъектов, так и в России в целом ( С. 10–17). Закон РСФСР 1990 г. пробыл в действии немногим более 6 лет, после чего был снят до принятия в 1997 г. Федерального закона .

Характерной чертой советского законодательства, регулировавшего религиозную сферу, была его недостаточная оформленность, дававшая богатую почву для возникновения правовых коллизий и решения вопросов правоприменения на местах. В частности, при наличии с 1943 г. союзного органа, регулировавшего вопросы государственно-конфессиональных отношений, единое союзное законодательство отсутствовало до 1990 г. и появилось только накануне распада СССР. Другая особенность советского религиозного законодательства – отказ официально признавать централизованные религиозные организации, что создавало много правовых коллизий во всё время существования СССР и вплоть до принятия Федерального закона 1997 г. Можно отметить и то, что до Второй мировой войны советское законодательство о религии де-факто рассматривалось как «ликвидационное» – призванное обеспечить правовую основу уничтожения религиозных организаций и в целом религии в СССР. Такая же роль отводилась ему в годы инициированных антицерковных репрессий в 1958–1964 гг. В период же 1943–1990 гг. (за исключением 1958–1964 гг.) советское законодательство о религии должно было де-факто обеспечивать правовую основу функционирования религиозных организаций в СССР. Такие разные задачи выполнялись в условиях, когда основных законом о религии при отсутствии союзного законодательства считалось одно и то же постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1929 г.

  • Система законодательства
  • Религия в России