«Социология секретности и тайных обществ» (Зиммель)
«Социоло́гия секре́тности и та́йных о́бществ», работа немецкого социолога Г. Зиммеля, посвящённая социологической теории секретности. Впервые опубликована как статья в 1906 г. Позднее под названием «Секретность и тайное общество» («Das Geheimnis und die geheime Gesellschaft») работа стала пятой главой одного из основных трудов Зиммеля – «Социология. Исследования форм социальности» (1908).
Социология секретности становится логическим продолжением проекта формальной социологии, целью которой является исследование чистых форм социальных взаимодействий. Секретность становится одной из таких ключевых форм. Зиммель начинает работу с идеальной абстракции и спекулятивного рассуждения. Всякое взаимодействие возможно лишь при наличии знания о другом, которое составляет условие и содержание этого взаимодействия. Для него социальность обусловлена способностью говорить, но формируется благодаря способности молчать. Секретность здесь выступает чистой формой социального. Зиммель различает неумышленную и умышленную секретность, уделяя наибольший интерес последней и выделяя ложь как её частный случай. Умышленная секретность рассматривается им как своего рода техника привилегирования и индивидуации носителя тайны, действующая независимо от содержания скрываемого знания. Такого рода техники позволяют инсайдеру использовать сокрытие и раскрытие тайны как средства увеличения или сокращения социальной дистанции.
Зиммель обращается к микросоциологическому описанию таких техник. Ранее в «Философии денег» Зиммель уже отмечал, что использование денег не только ускоряет обмен и минимизирует издержки, но выполняет также функцию обезличивания агентов взаимодействия. Деньги опосредуют взаимодействие, анонимизируя его стороны и создавая дистанцию между ними. Этот сюжет находит своё развитие в «Социологии секретности...», где другие виды материальных форм становятся инструментами социального дистанцирования. Для иллюстрации таких технических форм Зиммель делает два отступления: «Экскурс об украшениях» и «Экскурс о письменной коммуникации». На их примере он показывает, как украшения и письмо «оформляют» социальное взаимодействие и изымают его из ситуации «здесь и сейчас». Индивидуальная тайна Другого (Geheimnis der Andren), данная лишь в непосредственном взаимодействии, противостоит коллективной секретности, которая всегда принимает определённую форму и выразима в языке. Секретность для тайных обществ может быть целью самой по себе, а может быть просто средством для достижения других целей. Переход от одного типа к другому зависит от использования техник передачи знания, упоминаемых выше. Отмечая важность этих техник, в частности письма, Зиммель упоминает галльских друидов, которые учили священные песни наизусть и запрещали их записывать.
Зиммель приходит к выводу о том, что секретность всегда накладывает отпечаток на социальную структуру тайного общества, в котором всегда царит полицейский контроль и жёсткая иерархия, а центробежные тенденции противостоят центростремительным.
Профессор Университета Флориды Л. Хейзелригг позднее суммирует рассуждения Зиммеля и формализует их в виде девяти положений общей теории секретности:
Чем больше ценность идеи, объекта, деятельности или чувства зависит от ограниченного распределения информации об этой идее, объекте, деятельности или чувстве, тем более вероятно, что лица, придающие им ценность, организуют тайное общество.
Чем выше предполагаемая угроза идеям, объектам, деятельности или чувствам, разделяемым членами одной социальной группы, со стороны тех, кто не является её членами, тем более вероятно, что члены этой группы организуют тайное общество.
Чем сильнее тенденция к политическому давлению и тоталитарной регламентации в целом в обществе, тем сильнее тенденция к распространению тайных обществ.
Чем выше ценность идей, объектов, деятельности или чувств, которые формируют фокус секретности, тем сильнее тенденция тайных обществ к тотальному включению в них деятельности членов общества, их чувств, идей и объектов и тем сильнее изоляция членов тайного общества от других единиц взаимодействия.
Чем сильнее тенденция к тотальной инклюзии, тем сильнее тайная организация перенимает характеристики всего общества в целом.
Чем сильнее тенденция к тотальной инклюзии, тем более вероятно формирование аристократических представлений членов о себе.
Чем масштабнее секретность тайного общества, тем сильнее тенденция к централизации власти.
Чем сильнее тенденция в обществе в целом к политической централизации, тем более жёсткой будет его реакция на возникновение любых тайных обществ внутри него.
Чем выше степень принятия членами тайного общества универсальных идей, объектов, деятельности или чувств, тем скорее оно будет меняться в направлении несекретных форм организации.
Однако Хейзелригг соглашается с тем, что эти положения следует рассматривать скорее в гипотетическом ключе, поскольку большинство из них могут подлежать эмпирический проверке.