Софизм
Софи́зм (греч. σόφισμα – мастерство, уловка, ухищрение, от σοφία – мудрость), 1) сложное рассуждение, в том числе намеренно запутанное, уловка в целях победы в споре или введения кого-либо в заблуждение; 2) ошибочное рассуждение, некорректный аргумент; 3) двусмысленное предложение, нестандартная задача, как правило, имеющая несколько решений; 4) приём обучения и метод исследования, введённый древнегреческими софистами и практиковавшийся в средневековых европейских университетах.
Софизм как приём обучения был введён около 5 в. до н. э. древнегреческими учителями ораторского мастерства – софистами. В отличие от философов, мудрецов-теоретиков, развивавших научные знания в русле методологии и предметного поля античных философских школ, софисты были мудрецами-практиками – наёмными учителями и опирались на плюралистическую методологию, нацеленную на решение разнообразных задач – философских, логических, математических и пр., включая задачи повышенной сложности – софизмы. Философы обвиняли софистов в субъективизме и релятивизме. Платон в диалогах «Протагор», «Теэтет» и др. развенчивал софизмы и методы их решения как «мнимое знание», «призрачные подобия этого знания, но не истинные отображения» (Платон. Софист. 232a–236c). Аристотель называл софизмы «натаскиванием», а не научным поиском истины, и составил в сочинении «О софистических опровержениях» первую классификацию софизмов – уловок софистов, выделив 13 видов софизмов, возникающих из-за двусмысленностей двоякого рода: 6 связанных с оборотами речи, и 7 паралогизмов, или ошибок рассуждений (Аристотель. О софистических опровержениях. 166а). Примеры софизмов от оборота речи: «Пять – это два и три, значит, пять есть чётное и нечётное», «желание врагов захватить». Примеры паралогизмов: «Если индиец, будучи смуглый, имеет белые зубы, значит, он бел и не бел»; «Этот пёс твой? Да. Этот пёс отец? Да, у него есть щенки. Значит, этот пёс твой отец» (Аристотель. О софистических опровержениях. 167а; 179a). Известны и другие софизмы, например, «Рогатый»: «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога». Противостояние древних философов и софистов породило негативную оценку софизмов как уловок в споре для манипулирования собеседниками.
В средневековой схоластике софизм – двусмысленное предложение, могущее в одном понимании быть истинным, а в другом – ложным, или рассуждение, которое можно трактовать как корректное или некорректное в зависимости от интерпретации. Например, «Все люди суть ослы или люди и ослы суть ослы» – истинное либо ложное сложное предложение, в зависимости от того, считать его главным логическим союзом «и» либо «или»; похожее на парадокс лжеца предложение «Сократ говорит ложь», при условии casus, что кроме него Сократ более ничего не говорит. Сборники софизмов sophismata – задач по логике, философии и аргументации, в средневековых европейских университетах использовались для практических занятий и стали прообразом современных сборников упражнений, а 3-шаговая методика решения софизмов – изложить аргументы за и против (истинности предложения, корректности рассуждения), дать правильное решение и опровергнуть неправильные – прообразом модерируемых дебатов или дискуссий.
Современные учебники логики и аргументации относят софизмы к ошибкам рассуждений и разграничивают легитимные приёмы влияния и нелегитимные уловки при помощи классификаций по ряду оснований, в том числе по грамматическим, прагмалингвистическим, логическим, психологическим и т. д. Иногда к софизмам причисляют логические парадоксы, что не вполне корректно.