Собуль Альбер
Собу́ль Альбе́р, Альбер Мариус Собуль (Albert Marius Soboul) (27.4.1914, Амми-Мусса, Алжир – 11.9.1982, Ним, департамент Гар), французский историк. «Воспитанник нации» и «стипендиат республики» (его отец погиб в Первой мировой войне). Окончил Лицей Людовика Великого в Париже, получил историческое образование в Сорбонне (1936). Участник движения Народного фронта, с 1939 г. член Французской коммунистической партии (ФКП). Во время Второй мировой войны после демобилизации из армии (1940) преподавал в лицее в г. Монпелье (до 1942). Участник движения Сопротивления. После 1944 г. преподавал в ряде лицеев, работал в Национальном центре научных исследований (1950–1953). Под руководством Ж. Лефевра защитил докторскую диссертацию о движении парижских санкюлотов в годы революции (1958; сокращённый русский перевод под названием «Парижские санкюлоты во время якобинской диктатуры», 1966). С 1959 г. сопредседатель «Общества робеспьеристских исследований», генеральный секретарь журнала «Annales historiques de la Révolution française». В 1960–1967 гг. преподавал в Университете Клермон-Феррана (профессор с 1962). В 1967 г. возглавил кафедру истории Французской революции в Сорбонне. Почётный доктор МГУ (1978).
Собуль – крупный специалист по истории Французской революции 18 в. и Первой империи. Работая на стыке политической и социальной истории, используя методы ретроспективной социологии, вписывал деятельность отдельных личностей и социальных групп в широкий ментальный, идеологический и экономический контекст. Особое внимание уделял аграрной истории, деятельности городских «низов», проблеме типичности или уникальности Французской революции при переходе от феодализма к капитализму. Исследуя парижских санкюлотов, рассматривал их как сторонников прямой демократии и передовой отряд революции. Пришёл к выводу о значительной автономности их движения, продемонстрировал постоянно возникавшие противоречия между плебсом и революционным правительством. Противопоставляя санкюлотов и якобинцев (буржуазию), в их конфликте находил одну из движущих сил революционного процесса. В якобинской диктатуре видел диктатуру революционного правительства, а не народа, за что подвергался критике со стороны советских историков.