Смирнова Ирина Алексеевна
Смирно́ва Ири́на Алексе́евна (5.12.1926, Москва – 18.6.2007, там же), российский историк искусства, специалист по искусству итальянского Возрождения.
Дочь инженера Алексея Порфирьевича Смирнова (1893–1946; сын протоиерея Порфирия Смирнова, 1867–1950) и филолога Анны Андреевны Смирновой (урождённая Грибова, 1901–1983). В 1950 г. окончила отделение истории и теории искусств филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Среди учителей: Б. Р. Виппер, А. Г. Габричевский, В. Н. Лазарев. С 1953 г. заведовала отделом популяризации искусства Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А. С. Пушкина. Одна из организаторов выставки картин Дрезденской галереи перед их возвращением в Германию (1955), сторонница (наряду с А. А. Губером) сохранения ГМИИ как музея слепков для обучения студентов. В 1955 г. защитила кандидатскую диссертацию, посвящённую жанру портрета в венецианской живописи 16 в. и Тициану. С 1960 г. ассистент, с 1961 г. доцент кафедры истории искусств художественно-графического факультета Государственного педагогического института [Московского педагогического государственного университета (МГПИ) имени В. И. Ленина]. Доктор искусствоведения (1972). С 1973 г. старший, в 1990–2004 гг. ведущий научный сотрудник сектора зарубежного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР.
По ходатайству А. А. Губера была куратором (экспозиционером) в советском павильоне на биеннале в Венеции (1956, 1958). В целях сбора материала для научных работ проживала на творческой даче Академии художеств в Риме (1976), была в поездке в ГДР по научному обмену с Берлинской Академией искусств (1983). С 1956 г. по 1980-е гг. как вице-президент Союза общества дружбы «СССР–Италия» неоднократно выезжала в Италию и Австрию; с командировками в целях научных изысканий была в Чехословакии, Испании, Греции, Великобритании. По приглашениям Я. Бялостоцкого, Р. Паллуккини (директор Научно-исследовательского центра «Fondazione Giorgio Cini») и других выступала с докладами на конференции, посвящённой искусству Венеции (1968, Варшава; доклад «Лоренцо Лотто в Бергамо»), на 21-м международном конгрессе искусствоведов (1969, Будапешт), на чтениях, организованных научно-исследовательским центром «Fondazione Giorgio Cini» (1979, Венеция), на многодневной конференции, посвящённой П. Веронезе (1988, Италия), и др.
Автор статей по искусству итальянского Возрождения и итальянских художниках 20 в. в многотомном коллективном труде «Всеобщая история искусств», в энциклопедиях и энциклопедических словарях (в том числе «Европейская живопись», «Мастера мирового искусства», «Европейское искусство»), в итальянской и российской научной периодике.