Симультанная поэзия
Симульта́нная поэ́зия (от франц. simultané – одновременный), синтетическое направление в поэзии авангардистов, возникшее в 1910-х гг. Представляет собой экспериментальную технику организации стихотворений как на бумаге, так и при их звуковом воспроизведении (чтении). При создании таких стихотворений могут использоваться разнообразные типографские шрифты и знаки, необычное расположение поэтической строки на листе, сочетание не связанных между собой фраз и слов; при воспроизведении – одновременное чтение декламаторами, смешение отрывков на разных языках, изменение ритма и тона, использование ономатопей, что позволяет достичь эффекта полифонии или какофонии. Предтекстом симультанной поэзии считается поэма С. Малларме «Бросок костей никогда не упраздняет случайность» (1897). К симультанной поэзии обращались представители различных направлений авангардизма: Г. Аполлинер, А.-М. Барзан, дадаисты (Т. Тцара, Р. Хюльзенбек, Х. Балль и др.).