Сигурд I Крестоносец
Си́гурд I Крестоно́сец (Зигфрид Крестоносец; Сигурд I Магнуссон, норв. Sigurd I Magnusson; лат. Siwardus; др.-исл. Sigurðr jórsalafari) (между 1089 и 1090 – 26.03.1130, Осло), король Норвегии [1103–1130; совместно с единокровными братьями Олафом Магнуссоном (до 1115) и Эйстейном I Магнуссоном (до 1123), с 1123 самостоятельно].
Ранние годы и начало правления
Сын короля Норвегии Магнуса III Голоногого (правил в 1093–1103) от наложницы неизвестного происхождения по имени Тора. В юные годы принял участие во 2-м морском походе отца на Британские о-ва (1101–1103). В 1102 г. с целью скрепления военного союза Магнуса Голоногого с верховным королем Ирландии Мурьхертахом О Брианом (ум. в 1119) Сигурд был помолвлен с Бьядмуньо, дочерью этого ирландского правителя. Однако помолвка не завершилась браком из-за последовавшего вскоре поражения норвежцев и гибели Магнуса Голоногого (1103). Вернувшись осенью 1103 г. в Норвегию, Сигурд, которого поддерживала знать восточной части страны (Эстланнет), разделил власть с братьями. Росту их поддержки способствовала отмена экстраординарных сборов, которые были введены в 1030–1035 гг., в правление датского ставленника короля Свена Кнудсона. Сигурд использовал снижение налогового бремени для последующего обложения части населения новой данью, которая пошла на организацию королевской экспедиции на Святую землю.
Экспедиция в Палестину
Сигурд первым из монархов латинской Европы отправился в крестовый поход. Согласно историку Теодорику Монаху (2-я половина 12 в.), он отбыл из Норвегии в 1106 г., что согласуется и с указаниями свода саг «Гнилая кожа». Согласно другим источникам («Обзор саг о норвежских королях», «Круг Земной» Снорри Стурлусона, исландские анналы), Сигурд уехал из страны спустя 4 года после смерти отца, т. е. в 1107 г. Вместе с тем иностранные источники (английские «Редингские анналы», хроника Альберта Ахенского) указывают, что он совершил поход в 1108–1110 гг. Весной 1109 г. Сигурд достиг берегов Галисии и предпринял паломничество в Сантьяго-де-Компостела. У западного побережья Пиренейского п-ова норвежские корабли одержали победу в морском сражении с арабским флотом, а также нападали на принадлежавшие Альморавидам города Алкасер-ду-Сал, Лиссабон и Синтра (вопрос о действиях Сигурда против мусульман в союзе с Генрихом Бургундским, графом Португальским, остаётся дискуссионным: Pires. 2012). Войдя в Средиземное море, Сигурд с флотом в 55–60 судов воевал с мусульманами на архипелаге Балеарские о-ва, а также нападал на арабские корабли в открытом море. После остановки на Сицилии норвежский король высадился в Палестине (сентябрь 1110), где его встретил и сопроводил в Иерусалим король Балдуин I. Сигурд посетил христианские святыни и совершил омовение в Иордане. Норвежские крестоносцы помогли Балдуину I взять находившийся в руках Фатимидов г. Сидон (ныне Сайда, Ливан) (декабрь 1110 или 1111). В дар от Балдуина I и латинского Иерусалимского патриарха Гибелина Арльского (на кафедре в 1108–1112) Сигурд получил почитаемую реликвию – частицу Креста Господня, которую по возвращении на родину поместил в одном из храмов г. Конунгахелла (ныне Кунгэльв) на крайнем юго-востоке Норвегии, посчитав, что святыня послужит защитой для всей страны [перенесена в Нидарос (ныне Тронхейм, Норвегия) в 1135]. Король обязался насаждать христианство у себя на родине, ввести в Норвегии церковную десятину и основать там архиепископство. Из Иерусалима Сигурд отправился на Кипр, затем на п-ов Пелопоннес, посетил Константинополь, где был принят византийским императором Алексеем I Комнином (правил в 1081–1118). Сигурд вернулся в Норвегию в 1111 г., проделав обратный путь по суше.
Правление Сигурда в Норвегии
По сообщениям саг, прибыв на родину, Сигурд на рождественском пиру затеял с братом, королём Эйстейном I, «перепалку-сравнение», где обсуждались личные качества обоих, деяния в Норвегии и за её рубежами. В итоге это якобы привело к несогласию между правителями, сохранявшемуся до смерти Эйстейна I. Однако другие не подтверждают разногласий между братьями: отношения между ними оставались мирными, а политика в целом имела согласованный характер. Сигурд и Эйстейн I продолжили городское строительство, поддерживали сооружение в городах королевских резиденций, возведение храмов (в Конунгахелле, Бергене, Нидаросе) и монастырей (Нидархолм в Нидаросе, Мункелив в Бергене, Селья близ Бергена). Епископские кафедры были основаны на принадлежавших норвежской короне Гренландии (1112, на хуторе Гардар), Оркнейских и Шетландских о-вах (на хуторе Керкуолл, о. Мейнленд архипелага Оркнейские о-ва; ранее, с 11 в., туда назначались лишь викарные епископы). В 1125 г. из Бергенского епископства был выделен диоцез с центром в Ставангере; в его состав вошли области Ругаланн, Агдир, Вальдрес, Халлингдаль. В Норвегии был повсеместно введён сбор церковной десятины, ставшей 1-м общим налогом в стране. В 1124–1125 гг. Сигурд, выполняя обещание распространять христианство в Скандинавии (в том числе по настоянию аббата Клюни Петра Достопочтенного), совершил рейд – т. н. Кальмарский ледунг – в шведскую область Смоланд, где ещё были распространены языческие обычаи. Норвежскому королю не удалось добиться крещения местных жителей, он ограничился лишь получением крупной дани.
В управлении страной Сигурд, в отличие от Эйстейна I, ориентировавшегося на союз с местной знатью, стремился к укреплению личной власти. К началу 12 в. в Норвегии укрепилось положение территориальной знати из числа крупных землевладельцев (лендрманов). Они получали от королевской власти дополнительные кормления с коронных земель в обмен на лояльность монарху. Это отразилось в легендарном предании, возникшем в Исландии на рубеже 12–13 вв. (сохранилось в сборнике саг «Гнилая кожа»), о тяжбе Сигурда с крупным магнатом из Северной Норвегии и королевским наместником Сигурдом, сыном Храни. Король насильно сделал своей наложницей овдовевшую сестру Сигурда и, будучи уличён им, обвинил Сигурда в незаконном пребывании в должности и присвоении причитавшейся монарху части дани с народа саамов. Сигурд, хорошо знавший местное традиционное право, в ходе нескольких судебных разбирательств умело изобличал короля и раскрывал незаконность выдвинутых обвинений. В этом магната поддержал и Эйстейн I. Но в итоге Сигурд, сын Храни, подчинился требованиям короля, и конфликт был исчерпан. В этом можно видеть не столько проявление политической воли и усиление власти Сигурда I Крестоносца, сколько позднейший негативный отклик на рост королевского произвола в Норвегии в целом.
Семья Сигурда и вопрос о престолонаследии
Сигурд пытался укрепить связи со скандинавскими и другими европейскими правителями через междинастические союзы. Между 1111 и 1120 гг. он заключил брак с Мальфридой (ум. после 1137), дочерью Новгородского князя Мстислава Владимировича Великого и внучкой шведского короля Инге I Старшего. В этом браке родилась Кристина, мать короля Магнуса Эрлингссона. От наложницы по имени Боргильд, дочери богатого норвежского домохозяина-бонда Олафа из Долин, у Сигурда был сын Магнус (ум. 1139). Согласно сборнику саг «Гнилая кожа», в конце жизни Сигурд, вопреки возражениям церковных иерархов, добивался брака с некой Цецилией из Викена (Юго-Восточная Норвегия); другие источники об этом факте не сообщают.
Сигурд заставил знать и народ принести Магнусу присягу верности, стремясь подчеркнуть и укрепить наследственные права своего сына, рождённого вне церковного брака. Желание короля ограничить знать в деле выборов нового монарха привело к тому, что некоторые магнаты в противовес Сигурду поддержали прибывшего из Ирландии (или Шотландии) самозванца по имени Харальд Гилли (или Гилликрист; буквально – слуга Христов), который объявил себя сыном Магнуса Голоногого. Король признал его единокровным братом, после того как Харальд выполнил ордалию – прошёл по 9 раскалённым лемехам – и при условии, что тот не станет требовать раздела власти до тех пор, пока жив Магнус. Это обещание Харальд Гилли нарушил сразу же после смерти Сигурда, положив начало длительному периоду междоусобиц.
Посмертная память
Скандинавские источники сообщают, что в последние годы жизни Сигурд страдал от болезни, проявлявшейся как психическое расстройство, и даже проявлял признаки помутнения рассудка (по свидетельству Теодорика Монаха, «из-за того, что он пил какое-то зелье»). После смерти короля его тело погребли в стене церкви Святого Хальвара в Осло. В 1656 г. из захоронения был извлечён череп, который впоследствии оказался в Копенгагене, а в 1867 г. вновь был доставлен в Норвегию и помещен в коллекции древностей университета в Христиании. С 1957 г. череп Сигурда хранится в королевской усыпальнице – Замковой церкви крепости Акерсхус (Осло). Подлинность черепа была поставлена под сомнение в результате обследования в 2014 г.
Фигуре Сигурда посвящены пьеса Б. Бьёрнсона «Сигурд Крестоносец» («Sigurd Jorsalfar», 1872, музыка к ней написана Э. Григом), роман А. Эксендала «Сигрид Ранесдаттер и Сигурд Крестоносец» (Sigrid Ranesdatter og Sigurd Jorsalfare, 1970).