Штрук Карин
Штрук Ка́рин, Карин Анни Теа Штрук (Karin Anni Thea Struck) (14.5.1947, Шлагтов, земля Мекленбург-Передняя Померания – 6.2.2006, Мюнхен), немецкая писательница.
Родилась в крестьянской семье. В 1953 г. из-за начавшейся в ГДР коллективизации сельского хозяйства семья переехала в Западную Германию, после лагерей для беженцев поселилась в г. Шлос-Хольте-Штукенброк под Билефельдом (земля Северный Рейн-Вестфалия). Штрук, единственная из троих детей в семье, училась в гимназии (в Эрлингхаузене), в 1966 г. в Билефельде сдала экзамены на аттестат зрелости. Изучала романистику, германистику и психологию в университетах Бохума, Бонна и Дюссельдорфа. Во время учёбы активно участвовала в деятельности Социалистического союза немецких студентов. Недолгое время состояла в Германской коммунистической партии, из которой вышла в знак протеста против политического преследования А. И. Солженицына в СССР. С начала 1970-х гг. участвовала в пацифистском движении.
Стипендия, полученная для подготовки диссертации (начата в Дюссельдорфе, не закончена), позволила Штрук написать первый роман – «Классовая любовь» («Klassenliebe», 1973; Раурисская литературная премия, 1974), принёсший писательнице широкую известность и ставший одним из центральных произведений литературы «новой субъективности». В основе сюжета – трудности вхождения студентки из рабочего класса в круг академических интеллектуалов и преодоление душевных переживаний в ситуации любовного треугольника, осложнённой осознанием классовых различий. Роман написан в форме дневника, дополненного письмами, внутренними монологами, записью реальных и вымышленных разговоров. Впечатление аутентичности дневниковых записок создаётся за счёт намеренных ошибок в орфографии, пунктуации и синтаксисе. Основные темы – поиск личностной идентичности и сложности самореализации женщины. В первом произведении Штрук отчётливо проявилось соединение предельно субъективного повествования, детализации в изображении частной жизни героини с постановкой актуальных социально-политических вопросов (переоценка традиционных буржуазных ценностей, роль женщин в обществе и пр.). Эти узнаваемые черты письма Штрук характерны и для последующих романов, которые, однако, не смогли превзойти успех дебютной книги.
Роман «Мать» («Die Mutter», 1975) рассказывает о писательнице, разрывающейся между материнством и творческой реализацией. Несмотря на актуальную для феминистского движения 1970-х гг. тему, произведение основывается не на эмансипационном, а на традиционном представлении о женском предназначении и восхваляет материнство в контексте понятий «кровь», «почва», «природа», «родина».
В 1975 г. переехала в Ной-Анспах (земля Гессен). Любовь и её теневая сторона, аборт, прерывающий природный процесс, определили тематику во многом автобиографичных романов Штрук 1970-х гг.: «Любить» («Lieben», 1977) и «Расставание» («Trennung», 1978; экранизация режиссёра П. Бове – «Расставание. История Анны Вильдермут», «Trennung. Die Geschichte der Anna Wildermuth», 1979).
С 1982 г. жила в Гамбурге. Тематика и манера письма Штрук сохранились и в произведениях 1980-х гг. Роман «Конец детства: журнал одного кризиса» («Kindheits Ende: Journal einer Krise», 1982) посвящён семейным и финансовым сложностям, проблеме нелегальных наркотиков. Роман «Две женщины» («Zwei Frauen», 1982) повествует об участии главной героини в движении в защиту мира. История рабочего, ставшего председателем производственного совета и страдающего алкогольной зависимостью, рассказана от первого лица в романе «Горькая вода» («Bitteres Wasser», 1988). В 1988 г. в университете Квинсленда читала лекции о поэтике современной литературы.
В 1990-е гг. выступала против абортов. В романе «Тень Синей Бороды» («Blaubarts Schatten», 1991) описала безуспешные попытки героини преодолеть мучительное состояние после аборта. В 1992 г. в телевизионном ток-шоу Северогерманской телерадиокомпании, посвящённом реформе закона о прерывании беременности, подвергла резкой критике позицию А. Меркель (в 1991–1994 – министр по делам женщин и молодёжи). Бурную реакцию в прессе и среди читателей вызвало полемическое эссе «Мне снится мой ребёнок. Доводы против аборта» («Ich sehe mein Kind im Traum. Plädoyer gegen die Abtreibung», 1992; переработанное издание – 1999).
В 1996 г. Штрук приняла католичество. С 1998 г. жила в Мюнхене. В последние годы жизни, омрачённые тяжёлой болезнью, практически не публиковалась.
Премия Андреаса Грифиуса (1976); премия «В защиту жизни» (1991) фонда «Скажи жизни "да"» (Ja zum Leben).