Селезнёв Владимир Викторович
Селезнёв Влади́мир Ви́кторович (род. 25.4.1973, Нижний Тагил), российский художник, куратор выставок. Работает в техниках живописи, графики, фотографии, коллажа, создаёт видео-арт, инсталляции, перформансы.
Родился в рабочей семье. Дед, Фёдор Иванович Каменских (1908–1995), – самодеятельный живописец. В 1990 г. В. В. Селезнёв учился в Нижнетагильском филиале Уральского политехнического института (не окончил). В 1991–1993 гг. проходил срочную военную службу, затем работал сварщиком в доменном цехе Нижнетагильского металлургического комбината (1994–1997). В 24 года поступил на художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института (1997–2002), где учился у Л. С. Грачиковой (живопись) и О. В. Подольского (скульптура), поощрявших неформальные художественные поиски студентов. Благодаря институту произошло знакомство Селезнёва с практиками современного искусства. Так, вместе с однокурсниками его пригласили принять участие в перформансе «Созвездия» О. П. Лысцова (Блябляса): в заснеженной котловине карьера художник выстраивал людей в схемы наподобие созвездий.
В большей степени, чем обучение в институте, на формирующийся художественный язык Селезнёва повлияла новая развлекательная культура 1990-х гг.: сюжеты про современное искусство, снятые Телевизионным агентством Урала и Студией «Ю-7», журналы «Птюч», «Радек», вечеринки в нижнетагильском баре «Руслан». Сам Селезнёв вёл передачу об альтернативной культуре «Неформат» на первой нижнетагильской радиостанции «Эко-Радио» (2000–2001). Одновременно в регионе формировалась институциональная структура современного искусства: активно работал Музей молодёжи в Свердловске (1988–2005; с 1991 Екатеринбург), был основан Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства (1999; с 2011 – Уральский филиал), в Екатеринбургском музее изобразительных искусств прошла передвижная выставка «Безумный двойник. Выставка смешного искусства» [2001; впервые показана в московском Центральном доме художника (ЦДХ) в 1999–2000], Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств устраивал чтения «Современное искусство: тенденции, история, перспективы развития» (1999) и международный семинар-пленэр «Экология искусства в индустриальном ландшафте» (2001), на котором выступали российские художники и арт-критики Л. А. Бажанов, А. А. Чернышёв, Д. Г. Гутов и др. Селезнёв участвовал в мастер-классах Гутова со своими однокурсниками Е. А. Гольцовым и И. А. Снигирёвым, образовав вместе с ними художественную группу «Зер Гут» (2001–2005).
Ключевое произведение коллектива – их дипломный проект: тотальная инсталляция «Опыт создания мифа» в заброшенном историческом здании недалеко от Музея изобразительных искусств в Нижнем Тагиле (2002). В ней авторы переосмысляли мифы о статусе современного художника: принятие страданий за искусство, коммерциализация творчества, постоянная смена идентичностей. Часть инсталляции – работа в жанре видео-арта «Визуализация приручений, или Казус современной орнитологии», аллегорически изображающая превращение художника в продукт потребления толпы: на видео голуби склёвывают семечки, из которых на снегу были выложены портреты участников группы (представлена на выставке «Мастерская Арт Москва» в ЦДХ, 2003; Международном Канском видеофестивале, 2003, Канск, Красноярский край; в специальной программе Московского международного кинофестиваля, 2006). С 2002 г. Селезнёв вместе с коллегами по объединению «Зер Гут» переехал в Екатеринбург. В том же году они провели перформанс «Обряд. Замуж за Екатеринбург»: нарядившись в невест, художники устроили фотосессию на фоне узнаваемых памятников.
После распада группы «Зер Гут» Селезнёв вместе с архитектором П. А. Ложкиным основал Центр действия «Н.О.Г.А.» (2005–2007) – artist-run space (с англ. – выставочное пространство, созданное и возглавляемое художниками) на цокольном этаже Свердловского областного краеведческого музея, которое Центр делил с «Коляда-Театром». В Центре «Н.О.Г.А.» проводились выставки, заседания коллегии журнала о современном искусстве ZAART и первые концерты музыкальной группы «4 Позиции Бруно», с которой Селезнёв тесно сотрудничал в конце 2000-х – начале 2010-х гг. Он выступал в роли менеджера коллектива, создавал обложки альбомов и виджеинг для концертов, снял фильм «Закат конструктора Бархатова» (2009, совместно с сооснователем этой музыкальной группы А. Д. Ситниковым; показан на фестивале «Art-завод», Екатеринбург, 2009, и на Московском международном кинофестивале, 2011). В этот период он выступал скорее как участник группы, нежели как самостоятельный автор, хотя в целом эстетика «4 Позиций Бруно» была близка его собственным художественным поискам. Так, картина «Бажов MIX» из живописной серии «Урал параллельный» (2009) является переработкой обложки музыкального альбома «Сказы Пажопе» (2003).
В 2006–2019 гг. – сотрудник Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства, где он организовывал мероприятия и выставки: «Product Placement» в рамках 10-й международной выставки-продажи искусства «Арт-Пермь» (2008, совместно с А. Ю. Прудниковой), «Внутренний Урал» в рамках параллельной программы 3-й Московской биеннале современного искусства (2009, совместно с Прудниковой и С. А. Усольцевой) и др. Одна из главных тем его кураторских проектов – мифология геокультурного пространства Урала и поиск его локальной идентичности. Знаменательной кураторской работой Селезнёва стала выставка «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала» (2017–2018), описывающая историю современного искусства в регионе.
Обращённость к местному контексту постепенно начала преобладать и в его собственной художественной практике. Так, в серии фотоколлажей «Неизвестные памятники» Селезнёв «поместил» на постаменты узнаваемых екатеринбургских и нижнетагильских монументов советские фарфоровые статуэтки: балерину, персонажей сказов уральского писателя П. П. Бажова – Серебряное копытце, Хозяйку Медной горы и др. (2008). Серия картин «Урал параллельный» представляет регион как место сюрреального преломления истории и современности (2009), среди её сюжетов: гибель туристов на перевале Дятлова от фантастической звезды или встреча путешественников с роботом около уральской горы Хрустальная. Важен для Селезнёва и сибирский контекст, которому посвящена инсталляция «Бородинский уголь» (2011). Она представляет собой расставленные по квадратному плану панно с портретами ссыльных, работавших на угольном разрезе Бородино в Красноярском крае; они написаны смешанной с угольной пылью светонакапливающей краской.
Особо значима для творчества художника инсталляция «Метрополис» (с 2009), имеющая два режима работы, периодически сменяющие друг друга, – с включённым и выключенным светом. Это образ города с узнаваемой планировкой и архитектурой, подобие макета, созданного из расставленных по полу бытовых отходов (коробки, банки и др.), которые собраны на улицах и покрыты светонакапливающей краской. Когда эта краска начинает светиться в темноте, отдельные предметы сливаются в городской ландшафт. Экологическая проблематика работы, её изменяемость от места к месту (инсталляция приобретает вид того города, в котором она экспонируется), а также принцип вовлечения публики (впервые горожане участвовали в её создании для выставки в «Галерее одной работы» в Самаре в 2010) сделали произведение одним из самых известных в творчестве автора. Она была показана на 1-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Екатеринбург, 2010), выставке «Метрополис. Киль» в галерее K34 (г. Киль, земля Шлезвиг-Гольштейн, 2013), 1-й Триеннале российского современного искусства в московском Музее современного искусства «Гараж» (2017), Канвондоской биеннале современного искусства (г. Каннын, Республика Корея, 2018), выставке «Вещь. Пространство. Человек» в Третьяковской галерее (Москва, 2022) и др.
Впервые использованный в «Метрополисе» принцип вовлечения окружающих в творческий процесс стал одним из основополагающих в художественной и кураторской практике Селезнёва в 2010-х гг. Для проекта «Несколько прекрасных вещей, о которых мы узнали благодаря музейным смотрителям» художник взял интервью у сотрудниц и сотрудника музеев Санкт-Петербурга, создал их портреты и зарисовал произведения искусства, которые смотрители хотели бы видеть в тех музеях, где работают (2015).
Как куратор Селезнёв организовал спецпроект 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Миростроение» в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, целиком построенный на взаимодействии приглашённых художников с жителями города и местными сюжетами (2017). Его самый масштабный кураторский партиципаторный проект – программа арт-резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, в рамках которой российские и зарубежные авторы создавали работы, отталкиваясь от запроса местных жителей и сообществ (2021).
Номинант премия «Инновация» (в категории «Произведение визуального искусства» за проект «Пространство борьбы», 2012; в категории «Региональный проект» за проект «Миростроение», 2018; лауреат в категории «Художник года» за ретроспективную выставку «Иногда кратчайший путь – самый длинный», 2019). Номинант премии Кандинского (в категории «Проект года» за проект «Метрополис», 2013). Номинант премии имени Сергея Курёхина (в категории «Лучший кураторский проект» за проект «Метрополис», 2013; лауреат в той же категории за выставку «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала», 2018).