Саудовская Аравия. Литература
Литерату́ра Сау́довской Ара́вии создаётся на арабском языке. До начала 20 в. развивалась в русле арабо-мусульманской культуры; была представлена в основном поэзией, а также прозаическими сочинениями религиозного, исторического и дидактического характера. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. стали заметны признаки обновления: в поэзии, отразившей влияние литературы Египта, зародился романтизм, теоретиком и первооткрывателем которого в Саудовской Аравии выступил Мухаммад Хасан Аввад (1902–1980). Среди его единомышленников: поэты Ибрахим Филяли (1906–1974), Хамза Шихата (1910–1973), Мухаммад Факи (1914–2004), Тахер Замахшари (1914–1987), Хусейн Серхан (1916–1993), Абдалла аль-Фейсал (1921–2007).
Большую роль в становлении новой прозы сыграл выходивший в Медине с 1937 г. журнал «Аль-Манхаль» (المنهل, «Источник»), публиковавший переводы рассказов с западных и восточных языков; его издатели Абд аль-Куддус аль-Ансари (1906–1983) и Ахмад Рида Хуху (1910–1956) выступили родоначальниками жанра рассказа, имевшего поначалу назидательно-сентиментальный характер. Дидактизмом пронизаны романы «Близнецы» (التوأمان, 1930) Абд аль-Куддуса аль-Ансари, «Воскресение» (البعث, 1942) Мухаммада аль-Муграби (1915–1996), «Девушка из Мекки» (غادة أم القرى, 1947) Ахмада Риды Хуху и «Мысль» (فكرة, 1948) Ахмада ас-Сибаи (1905–1984), пропагандировавшие образовательные и культурные реформы.
С начала 1950-х гг. постепенно утверждался реализм; получили окончательное оформление современные прозаические жанры, литература приобрела выраженные национальные черты, определяемые особенностями культуры, быта, социально-политической жизни. Стремительные изменения в стиле жизни нашли отражение в романах «Цена жертвы» (ثمن التضحية, 1959; в русском переводе 1966 «Любовь и долг») и «Прошли дни» (مرت الأيام, 1963) Хамеда ад-Даманхури (1922–1965), «Эфенди» (الأفندم, 1961) Мухаммада Дафтар-дара (ум. 1972), «Прореха в покрове ночи» (ثقب في رداء الليل, 1961) и «Корабль мертвецов» (سفينة الموتى, 1969) Ибрахима ан-Насера аль-Хумейдана (1933–2013), «И зашло солнце» (وغربت الشمس, 1966) Мухаммада Абдаллы Малибари (1931–1991). Эти романы определили основные темы реалистической прозы – конфликт «отцов и детей», модернизация общественных нравов. Первый саудовский исторический роман – «Принц любви» (أمير الحب, 1965) Мухаммада Акиля (1910–1988). Одновременно вышли первые романы, написанные женщинами: «Я попрощалась со своими надеждами» (وعدت آمالي, 1961) Самиры Хашугги (1935–1986), «Потерянная невинность» (البراءة المفقودة, 1972) Хинд Багаффар (род. 1954), «Завтра будет четверг» (غدا سيكون الخميس, 1975) Худы ар-Рашид (род. 1950). В основном это сентиментальные мелодрамы, действие которых происходит за пределами Саудовской Аравии.
Реалистической прозе 1970–1980-х гг. присущ автобиографизм – романы Исама Хаукира (1927–2018), Фуада Анкави (род. 1936) и Абд аль-Азиза Мишри (1955–2000). Среди наиболее значительных реалистических романов 1980-х гг. – «Закопанный сундук» (الصندوق المدفون, 1980) и «Змеиное гнездо» (قبو الأفاعي, 1983) Тахера Салляма (род. 1924), «Навес безмятежности» (سقيفة الصفا, 1984; в русском переводе «Под сенью святынь», 2006) Хамзы Баукари (Богари, 1932–1984), «Запах угля» (رائحة الفحم, 1988) Абд аль-Азиза ас-Сакаби (род. 1958), «Облака и рощи» (الغيوم ومنابت الشجر, 1989) Абд аль-Азиза Мишри. Реалистическое направление в жанре рассказа развивается в творчестве таких авторов, как Абд ар-Рахман аш-Шаир (1932–2008), Сибаи аль-Усман (1937–1988), Наджат Хайят (род. 1944).
Со 2-й половины 1970-х гг. утверждается модернистская эстетика. Интерес к подсознательному, конструирование субъективного, часто иррационального образа мира оказались удобной возможностью преодолевать цензурные ограничения. Выражение бессознательных желаний, маний и навязчивых состояний «отчуждённого» человека, потерявшего веру в рациональность окружающего мира, – в центре рассказов Хусейна Али Хусейна (род. 1949), Абдаллы Бахашвейна (1953–2021), Джараллаха аль-Хамида (1954–2022), Саада ад-Даусари (род. 1959), Бадрии аль-Бишр (род. 1965), Лейлы аль-Ухайдиб (род. 1965), Нуры аль-Гамеди (род. 1969), Мухаммада Хасана Альвана (род. 1979). Соединение современных повествовательных форм с фольклорным элементом отличает творчество Султаны ас-Сидейри (1940–2011), Мирьям аль-Гамеди (род. 1949), Хасана ан-Ними (род. 1960). Среди поэтов-модернистов: Мухаммад аль-Али (род. 1932), Гази аль-Кусейби (аль-Гусейби, 1940–2010), Хасан ас-Саб (1948–2017), Саад аль-Хумейдин (род. 1947), Али ад-Думейни (1948–2022), Сорайя аль-Урайид (род. 1948), Мухаммад ас-Субейти (1952–2011), Абдалла аз-Зейд (1953–2020), Абдалла ас-Сайхан (род. 1956), Мухаммад Джабар аль-Харби (род. 1957), Хадиджа аль-Умари (род. 1960).
С начала 1990-х гг. многие писатели стремятся разрушать табу, существовавшие в литературе предшествовавшего периода, и рассматривают острые культурно-религиозные и социально-политические проблемы саудовского общества. Важной вехой на этом пути стали романы Гази аль-Кусейби «Квартира свободы» (شقة الحرية, 1994), «Аль-Усфурия» (العصفورية, 1996), «ДАНЕСКО» (دانيسكو, 2000), «Сальма» (سلمى, 2002). За ним последовали Турки аль-Хамад (род. 1952) в романной трилогии «Призраки в безлюдных переулках» (أطياف الأزقة المهجورة, 1997–1998) и Али ад-Думейни в романе «Свинцовая туча» (الغيمة الرصاصية, 1998). Эти прозаики породили саудовскую «литературу откровений»: романы «Города, питающиеся травой» (مدن تأكل العشب, 1998) и «Высекая искры» (ترمي بشرر, 2008; «Арабский Букер», 2010) Абдо Халя, «Утраченный рай» (الفردوس اليباب, 1998) Лейлы аль-Джухни (род. 1969), «Пояс» (الحزام, 2000) Ахмада Абу Дехмана (род. 1949), «Удар грома» (فيضة الرعد, 2000) и «Сметая тайны» (جرف الخفايا, 2004) Абд аль-Хафиза аш-Шаммари (род. 1959), «Обонятельные ловушки» (فخاخ الرائحة, 2003) Юсуфа аль-Мухаймида (род. 1964), «Направление по компасу» (وجهة البوصلة, 2002) Нуры аль-Гамеди, «Я больше не плачу» (لم أعد أبكي, 2003) Зайнаб Хифни (род. 1965). Особое негодование консервативной части саудовского общества вызывают произведения о женщинах, чья жизнь далека от строгих норм ваххабитской морали: романы «Девушки Эр-Рияда» (بنات الرياض, 2005) Раджи ас-Сане (род. 1981), «Возвращение» (الأوبة, 2006) Варды Абд аль-Малик, «Женщины порока» (نساء المنكر, 2008) Самар аль-Мукрин (род. 1974), «Украдкой» (الإختلاس, 2007; в русском переводе «Исповедь арабской женщины», 2009) и «Одна ночь в Дубае» (ليلة واحدة في دبي, 2010; русский перевод 2010) Хани Накшабанди.
С конца 20 в. в прозе формируются разнообразные стили и стратегии повествования. Так, роман «Рейхана» (ريحانة, 1991) Ахмада ад-Дувейхи (род. 1954) предстаёт как мозаика сцен, выхваченных из разных точек пространства и времени. Смешением современности с арабским средневековым наследием и народными преданиями отличаются романы «Крепость» (الحصون, 1992) Абд аль-Азиза Мишри и «Шёлковый путь» (طريق الحرير, 1995) Раджи Алем (род. 1956). Романы Раджи Алем «Сиди Вахдана» (سيدي وحدانة, 1998) и «Ожерелье голубок» (طوق الحمام, 2010; «Арабский Букер», 2011), основанные на широком пласте истории и мифологии, написаны чрезвычайно сложным языком и стилистически наследуют классической арабской словесности.