Абдо Халь
А́бдо Халь, Абдо Мухаммад Али Хади Халь Хаммади (عبده محمد علي هادي خال حمدي) (3.8.1962, деревня Миджанна, административный округ Джизан, Королевство Саудовская Аравия), саудовский писатель.
Получил степень бакалавра политологии в Университете короля Абдул Азиза в Джидде. С 1982 г. работает в журналистике. Редактирует саудовские издания: журнал «Ар-Рави» (الراوي, «Романист») литературного клуба Джидды, в совет которого входит; журнал «Ан-Насс аль-джадид» (النص الجديد, «Новый текст»), посвящённый проблемам современной литературы; газету «Укяз» (عكاظ), для которой также пишет статьи. Печатался в кувейтском журнале «Аль-Араби» (العربي, «Араб»), каирской газете «Ахбар аль-адаб» (أخبار الأدب, «Новости литературы»), ведущем панарабском издании «Аль-Хаят» (الحياة, «Жизнь», Лондон), оманском журнале «Низва», бейрутском журнале «Аль-Хадаса» (الحداثة, «Современность»), бахрейнском периодическом издании «Калимат» (كلمات, «Слова») и др.
Первый роман, «Отсюда исходит смерть» (الموت يمر من هنا, 1995), повествует об изолированной от внешнего мира саудовской деревне. Жители страдают от нищеты и болезней, живут под гнётом деспотичного владельца загадочной крепости, откуда ведёт одна дорога – на кладбище. С поднявшими бунт и устроившими заговор обитателями деревни жестоко расправляются. Безнадёжностью проникнуты и последующие произведения Абдо Халя.
В центре реалистического романа «Травоядные города» (مدن تأكل العشب, 1998) – судьба Яхьи, уехавшего в 1960-х гг. из родной деревни с надеждой на лучшую жизнь для себя, матери и сестёр, оставшихся в нужде после смерти главы семейства. В дороге умирает его бабушка, которая, как и внук, надеялась найти заработок в городах в период хаджа; дальнейшая жизнь Яхьи превращается в кошмар. Роман «Глина» (الطين, 2003), также изображающий жизнь саудовской провинции, написан в сюрреалистической технике переплетения миров – главный герой утверждает, что кроме видимой всем жизни одновременно проживает ещё одну.
Широкую известность получил роман «Разложение» (فسوق, 2005), рассказывающий историю саудовской девушки из бедной семьи, которая влюбляется в молодого человека несаудовского происхождения. Отец запрещает ей выходить замуж и покидать дом, но героиня нарушает запрет. Её убивают; тело вскоре исчезает. Дознание вскрывает клубок психологических проблем и конфликтов в её семье и саудовском обществе в целом.
Международное признание пришло к писателю с выходом романа «Высекая искры» (ترمي بشرر, 2008; «Арабский Букер», 2010), в котором осуждаются деспотизм и злоупотребление властью. Произведение построено на контрасте двух миров – мира нищих и маргиналов и мира сверхбогатства и вседозволенности властей предержащих. Главный герой, Тарик, находит работу в одном из роскошных дворцов Джидды, который оказывается обителью зла, жестокости и разврата. Он выполняет поручения хозяина, в том числе наказывая его врагов и конкурентов в бизнесе через изнасилования, которые снимаются на камеру.
Действие романа «Лай» (نباح, 2004) начинается после вторжения Ирака в Кувейт в 1990 г. Предчувствуя катастрофу, семья возлюбленной главного героя уезжает из Саудовской Аравии в родной Йемен. Герой получает журналистское задание принять участие в конференции, посвящённой демократическим свободам в Йемене, и отправляется в опасное путешествие на поиски девушки. Войне посвящён и роман «Горесть соблазнительницы» (لوعة الغاوية, 2012; лучший роман на книжной ярмарке в Эр-Рияде, 2013) – история любви, ожидания, поисков друг друга и мести на фоне войны в Персидском заливе 1991 г. Его главный герой обвинён в растлении, героиня опозорена и насильно выдана замуж. Роман построен в форме посланий влюблённых, которым не суждено соединиться: герой погибает от пули.
Социально-исторический роман «Ас-Сахридж: песни покинутых гнёзд» (الصهريج: أغان لأعشاش مهجورة, 2020) повествует о подчинении Хиджаза Абд аль-Азизом Ибн Саудом в начале 20 в. и объединении аравийских земель в Королевство Саудовская Аравия. В центре сюжета – история знатной семьи Джидды, проживающей в большом доме в старом квартале ас-Сахридж.
Перу Абдо Халя принадлежат сборники рассказов: «Разговор у ворот Земли» (حوار على بوابة الأرض, 1984), «Никто» (لا أحد, 1992), «Никто не в восторге» (ليس هناك من يبهج, 1993), «Кто поёт ночами» (من يغني في هذا الليل, 1999), «Подонки смеются» (الأوغاد يضحكون, 2002), «Удивление слабому проблеску» (دهشة لوميض باهت, 2013); книга детских рассказов «Истории Аль-Маддада» (حكايات المداد, 1994). Также собирал и обрабатывал фольклор: издал сборник легенд Хиджаза «Как говорила Хамида» (قالت حامدة, 2013) и сборник легенд Тихамы «Как говорила Аджибийя» (قالت عجيبية, 2013).
Произведения Абдо Халя содержат в себе черты реализма и сюрреализма, для них характерны тяжёлая атмосфера и трагический финал; написаны на классическом арабском языке в сочетании с диалектом Хиджаза. Своим творчеством Абдо Халь нарушает принятые в саудовском обществе табу на обсуждение секса, политики и религии. Также в его романах точно запечатлены народные традиции, обряды и жизнь западных и южных провинций Саудовской Аравии.
Большая часть произведений по цензурным соображениям издана за пределами родины писателя – в разных арабских странах и Германии. В 2011 г. бойкотировал участие в книжной ярмарке в Эр-Рияде, выражая протест против цензуры в стране. Вместе с тем официальные лица Саудовской Аравии горячо приветствовали получение писателем премии «Арабский Букер» в 2010 г. В частности, министр культуры и медиа Абдель Азиз Хауджа (род. 1942) назвал Абдо Халя «нашим послом за рубежом в творчестве» (Sputnik Arabi. 2019), после чего это выражение широко использовалось по отношению к нему. Ряд произведений переведены на английский и французский языки.