С-200 (семейство зенитных ракетных систем)
С-200, первое семейство отечественных перевозимых (мобильных) зенитных ракетных систем (ЗРС) большой дальности. Системы семейства состояли на вооружении Войск противовоздушной обороны (ПВО) СССР и Российской Федерации. Предназначены для борьбы со средствами воздушного нападения большой дальности (стратегическими и тактическими бомбардировщиками, самолётами дальнего радиолокационного обнаружения и управления, постановщиками активных помех, высотными самолётами-разведчиками, крылатыми ракетами и т. д.) на различных высотах и дальностях, на встречных курсах и вдогон, а также для поражения радиолокационно-контрастных наземных и надводных целей. Системы всепогодные, их тактико-технические характеристики улучшались с каждым поколением. Ряд систем (модификаций) поставлялся на экспорт. Наименование по классификации НАТО: SA-5 Gammon (англ. gammon – обман).
Разработка и принятие на вооружение
Задачи по созданию мобильных ЗРС большой дальности для Войск ПВО СССР были определены постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 июня 1958 г. № 608-293 (ЗРС С-200 «Ангара»), от 4 июля 1959 г. № 737-338 (ЗРС С-200 «Ангара» и ЗРС С-200В «Вега») и от 11 февраля 1974 г. № 115-45 (ЗРС С-200Д «Дубна»). Головной разработчик – Конструкторское бюро – 1 (КБ-1, ныне научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина, входящее в концерн ВКО «Алмаз-Антей») – отвечал за работы по системам в целом, системам управления зенитными управляемыми ракетами (ЗУР), командным пунктам систем, зенитным ракетным комплексам систем, радиолокаторам подсвета целей. Генеральный разработчик – машиностроительное конструкторское бюро «Факел» – осуществлял работы по ЗУР, средствам технической эксплуатации ракет.
На основе первой системы семейства, С-200 «Ангара», были созданы 2 основные модификации – С-200В «Вега» и С-200Д «Дубна».
Сроки принятия на вооружение основных модификаций ЗРС семейства С-200
Зенитная ракетная система | Год принятия на вооружение |
ЗРС С-200 «Ангара» | 1967 |
ЗРС С-200В «Вега» | 1969 |
ЗРС С-200Д «Дубна» | 1975 |
В 1980-х гг. ЗРС семейства С-200 начали заменяться на ЗРС семейства С-300.
Модификации ЗРС С-200
ЗРС С-200 «Ангара»
При создании первой ЗРС семейства С-200 – системы «Ангара» – были впервые разработаны принципы построения радиолокационных средств ЗРС [в том числе радиолокатора подсвета цели (РПЦ) и полуактивной головки самонаведения ЗУР, а также требования к их аппаратуре], реализованы принцип полуактивного самонаведения ЗУР на цель и специальные методы помехозащиты, разработана и введена в состав РПЦ современная (на тот момент) электронная вычислительная машина.
Первые огневые комплексы С-200 «Ангара», развёрнутые в войсках, были 5-канальными. Позднее система С-200 «Ангара» стала использоваться в смешанных группировках, которые включали группу дивизионов C-200 (командный пункт и 2–3 стрельбовых канала) и комплексы С-75 и/или C-125. Это были зенитные ракетные полки или бригады.
Системы С-200В «Вега» и С-200Д «Дубна» применялись как в однородных, так и в смешанных группировках средств ПВО.
ЗРС С-200В «Вега»
ЗРС С-200В «Вега» отличается от ЗРС С-200 «Ангара» увеличенной помехозащищённостью, модернизированными стрельбовым каналом, командным пунктом К-9М, ракетой В-860ПВ (5В21П). Минимальная высота поражения цели снижена до 50 м.
ЗРС С-200М «Вега-M»
В рамках модернизации ЗРС С-200В «Вега» на основании опыта войсковой эксплуатации была создана ЗРС С-200М «Вега-M». Модификация системы была вызвана необходимостью применения унифицированной ракеты В-880 (5В28) с осколочно-фугасной боевой частью или В-880Н (5В28Н) – с ядерной (ЗУР В-880 разработана после прекращения работ над В-870). В ракете В-880 использовались твёрдотопливные стартовые ускорители, дальняя граница зоны поражения увеличена до 240 км (по барражирующему самолёту дальнего радиолокационного обнаружения и управления – до 255 км). Помимо ракеты, изменениям подверглись командный пункт, пусковая установка и ряд других частей системы. Система С-200М «Вега-M» была принята на вооружение Войск ПВО СССР в 1974 г. и производилась вместо системы C-200B «Вега».
С-200ВЭ «Вега-Э»
С учётом опыта воздушной войны 1982 г. между Израилем и Сирией над южным Ливаном, на основе ЗРС С-200М «Вега-M» был разработан экспортный вариант комплекса – С-200ВЭ «Вега-Э» – с ракетой В-880Е (5В28Е). Данная ракета с дальностью полёта 240 км оснащалась только осколочно-фугасной боевой частью.
С-200Д «Дубна»
Модернизация ЗРС С-200 «Ангара» до уровня ЗРС С-200Д «Дубна» велась в 3 этапа. Основные цели модернизации: замена РПЦ на более совершенные образцы; применение более помехозащищённых ЗУР; увеличение дальности и высоты поражения цели; использование новой элементной базы, совершенствование пусковой установки и командного пункта. Эти работы велись до 1987 г. Серийное производство техники для ЗРС С-200Д «Дубна» велось в ограниченном количестве и было прекращено в конце 1980-х – начале 1990-х гг.
Экспортные поставки
ЗРС «Ангара» и ЗРС «Дубна» на экспорт не поставлялись. ЗРС С-200В «Вега» экспортировалась с начала 1980-х гг. под наименованием С-200ВЭ «Вега-Э» в ГДР, Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, КНДР, Ливию, Сирию. В начале 1990-х гг. ЗРС С-200ВЭ «Вега-Э» была приобретена Ираном. Экспортный вариант системы отличался от С-200В «Вега» изменённым составом аппаратуры пусковой установки и кабины управления.
Боевое применение
Данные по боевому применению ЗРС семейства С-200 доступны только по экспортной модели ЗРС С-200ВЭ «Вега-Э». Её первое зафиксированное боевое применение произошло в 1982 г.: на дальности 180 км сбит израильский самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye.
В марте 1986 г. дежурный дивизион ЗРС С-200ВЭ «Вега-Э» в районе г. Сирт (Ливия) последовательными пусками трёх ракет сбил 3 палубных штурмовика типа А-6 и А-7 американского авианосца «Саратога». Американская сторона опровергла эти потери. В СССР тремя организациями (центральное конструкторское бюро «Алмаз», испытательный полигон и НИИ Минобороны) было проведено компьютерное моделирование боя, давшее вероятность поражения каждой из воздушных целей в диапазоне 96–99 %.
В начале февраля 2018 г. ЗРС С-200ВЭ «Вега-Э» сирийской ПВО в районе г. Пальмира сбила многофункциональный истребитель F-16 израильских ВВС. Израильские представители 11 февраля 2018 г. констатировали это и сообщили о госпитализации пилота.