С-200В «Вега»
С-200В «Ве́га», всепогодная зенитная ракетная система С-200 «Вега» (ЗРС С-200 «Вега») большой дальности. Представляет собой модификацию ЗРС С-200 «Ангара», от которой отличается улучшенной помехозащищённостью. Предназначена для борьбы с такими средствами воздушного нападения (СВН), как стратегические и тактические бомбардировщики, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО), постановщики активных помех, высотные самолёты-разведчики, крылатые ракеты. Способна поражать СВН, летящие со скоростями до 2300 км/ч, на дальностях до 240 км, на высотах от 0,05 до 35 км, в условиях интенсивного радиопротиводействия. Наименование по классификации НАТО: SA-5 Gammon (англ. gammon – обман).
Разработка и принятие на вооружение
Задача по созданию ЗРС С-200В «Вега» для Войск противовоздушной обороны (ПВО) СССР была определена постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 737-338 от 4 июля 1959 г. ЗРС «Вега» создавалась как модификация ЗРС С-200 «Ангара». Головной разработчик – Конструкторское бюро – 1 (КБ-1, ныне Научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина, входящее в Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей») – отвечал за работы по системам в целом, системам управления зенитными управляемыми ракетами (ЗУР), командным пунктам систем, зенитным ракетным комплексам систем, радиолокационным станциям подсвета целей (РПЦ). Генеральный разработчик – машиностроительное конструкторское бюро «Факел» – осуществлял работы по ЗУР, средствам технической эксплуатации ракет.
Государственные испытания успешно завершены в 1968 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1969 г. ЗРС-200В «Вега» принята на вооружение Войск ПВО. Поставки в войска начаты в 1970 г.
Создание системы С-200В «Вега» в 1970 г. отмечено Государственной премией СССР.
Состав системы
ЗРС С-200В «Вега» – одноканальная перевозимая система, размещаемая на прицепах и полуприцепах. В её состав входят:
общесистемные средства (пункт управления и целеуказания К-9М, дизельная электростанция 5Е97, распределительная кабина К21М, контрольная вышка К7);
зенитный ракетный дивизион (антенный пост К-1В с РПЦ 5Н62В, аппаратная кабина К-2В, кабина подготовки старта К-3В, распределительная кабина К21М, дизельная электростанция 5Е97);
стартовая позиция 5Ж51В (5Ж51).
В состав стартовой позиции входят:
шесть пусковых установок 5П72В с ракетами 5В28 (5В21);
заряжающая машина 5Ю24;
транспортно-заряжающая машина 5Т82 (5Т82М) на шасси КрАЗ-255 или КрАЗ-260;
автопоезд 5Т23 (5Т23М), транспортно-перегрузочная машина 5Т83 (5Т83М), механизированные стеллажи 5Я83.
Особенности системы
ЗРС С-200В «Вега» отличается от ЗРС С-200 «Ангара» увеличенной помехозащищённостью, модернизированными стрельбовым каналом, командным пунктом К-9М, ракетой В-860ПВ (5В21П). Минимальная высота поражения цели снижена до 50 м.
Также для устранения некоторых недостатков системы С-200 «Ангара» в ЗРС С-200В «Вега» дополнительно предусматривалось обеспечение:
захвата цели на автосопровождение головкой самонаведения на 6-й секунде полёта ракеты (для обеспечения стрельбы со стартовых позиций с большими углами укрытия);
проводки целей РПЦ через курсовой параметр (когда радиальная скорость цели относительно РПЦ близка к нулю);
коллективной защиты боевых расчётов в аппаратных кабинах стрельбового канала от боевых химических и радиоактивных отравляющих веществ.
Модернизация стрельбового канала осуществлялась путём разработки ряда новых и доработки некоторых старых блоков аппаратуры. Для коллективной защиты боевых расчётов аппаратных кабин канала были разработаны специальные подкатываемые под кабины воздухоохладители, на которые замыкалась вентиляция аппаратуры, на герметизированных кабинах устанавливались фильтро-вентиляционные установки (ФВУ) для создания внутри избыточного давления очищенного воздуха.
Модернизированный командный пункт дополнительно обеспечивал:
применение в режиме живучести (при отсутствии управления от ACУ) автономных средств целеуказания – радиолокационной станции (РЛС) П-14Ф «Фургон» и радиовысотомера ПРВ-13, обеспечивающих при совместной работе точность целеуказания по одиночным самолётам, не требующую секторного поиска;
использование радиорелейной линии РЛ-30 для получения радиолокационной информации от удалённых РЛС;
более удобное рабочее место командира;
коллективную защиту боевого расчёта от боевых химических и радиоактивных отравляющих веществ.
Модернизация ракеты В-860П заключалась в установке на ней новой головки самонаведения и нового радиовзрывателя. Наряду с новой ракетой В-860ПВ модернизированный стрельбовый канал обеспечивал использование также и ракеты В-860П.
Модернизация системы
На основании опыта войсковой эксплуатации ЗРС С-200В «Вега» была создана ЗРС С-200М «Вега-M». Модернизация системы была вызвана необходимостью применения унифицированной ракеты В-880 (5В28) с осколочно-фугасной или В-880Н (5В28Н) с ядерной боевой частью (ЗУР В-880 разработана после прекращения работ над В-870). В ракете В-880 использовались твёрдотопливные стартовые ускорители, дальняя граница зоны поражения увеличена до 240 км (по барражирующему самолёту ДРЛО – до 255 км). Помимо ракеты, изменениям подверглись командный пункт, пусковая установка и ряд других частей системы. В 1974 г. система С-200М «Вега-M» была принята на вооружение Войск ПВО страны (дополнительно увеличив их боевые возможности) и производилась вместо системы C-200B «Вега».
С учётом опыта воздушной войны 1982 г. между Израилем и Сирией над южным Ливаном, на основе ЗРС С-200М «Вега-M» разработан экспортный вариант комплекса С-200ВЭ «Вега-Э» с ракетой В-880Е (5В28Е). Данная ракета с дальностью полёта 240 км оснащалась только осколочно-фугасной боевой частью.
В 1989–1990 гг. проводилась модернизация системы С-200В «Вега» в целях создания вынесенной зенитной ракетной батареи (ВЗРБ), предназначенной для обеспечения пуска ракет по целям, сопровождаемым РПЦ, при удалении стартовой позиции на расстояние до 140 км. Для связи с командным пунктом ВЗРБ придавалась промежуточная кабина сопряжения. К средствам ВЗРБ были предъявлены дополнительные требования по сокращению времени развёртывания из походного положения, замене части аппаратуры, сокращению количества кабельных связей и др. Однако в дальнейшем практического продолжения работы по ВЗРБ не имели.
К середине 1990-х гг. ЗРС С-200В «Вега» были полностью сняты с вооружения Войск ПВО Российской Федерации. После распада СССР они остались на вооружении Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии, Казахстана, Туркмении, Украины и Узбекистана.
Тактико-технические характеристики
В таблице часть показателей приведена по поздним модификациям ЗРС С-200В «Вега».
Краткие тактико-технические характеристики ЗРС С-200В «Вега»
Характеристика | Значение |
Дальность поражаемых целей, км: |
|
Высота поражаемых целей, км: |
|
Скорость поражаемых целей, км/ч: |
|
Вероятность поражения целей | 0,66–0,99 |
Тип ЗУР | 5В28М |
Число каналов по цели | 1 |
Число каналов по ракете | 2 |
Число обстреливаемых целей | 6 |
Длина ракеты, мм | 10 800 |
Стартовая масса ракеты, кг | 7100 |
Масса боевой части, кг | 217 |
Калибр ракеты (маршевой ступени), мм | 860 |
Число одновременно наводимых ракет | 12 |
* В последних модификациях до 4300 км/ч.
Экспортные поставки
ЗРС С-200В «Вега» поставлялась с начала 1980-х гг. под индексом С-200ВЭ «Вега-Э» в ГДР, Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, КНДР, Ливию, Сирию. С 1992 г. ЗРС С-200ВЭ «Вега-Э» поставлялась в Иран. Экспортный вариант системы отличался от С-200В «Вега» изменённым составом аппаратуры пусковой установки и кабины управления.
Боевое применение
Первое зафиксированное боевое применение ЗРС С-200ВЭ «Вега-Э» произошло в Сирии в 1982 г.: на дальности 180 км сбит израильский самолёт ДРЛО E-2C «Хокай».
В марте 1986 г. дежурный дивизион ЗРС С-200ВЭ «Вега-Э» в районе г. Сирт (Ливия) последовательными пусками трёх ракет сбил три палубных штурмовика типа А-6 и А-7 американского авианосца «Саратога». Американская сторона опровергла эти потери. В СССР тремя организациями (ЦКБ «Алмаз», испытательный полигон и НИИ Минобороны) было проведено компьютерное моделирование боя, давшее вероятность поражения каждой из воздушных целей в диапазоне от 96 до 99 %.
В начале февраля 2018 г. ЗРС С-200ВЭ «Вега-Э» сирийской ПВО в районе г. Пальмира сбила многофункциональный истребитель F-16 израильских ВВС. Израильские представители 11 февраля 2018 г. констатировали это и сообщили о госпитализации пилота.