С-125 «Нева»
С-125 «Нева́» (зенитная ракетная система С-125 «Нева», ЗРС С-125 «Нева»), первая отечественная перевозимая зенитная ракетная система (ЗРС) войск противовоздушной обороны (ПВО), предназначенная для поражения воздушных целей (самолёты, самолёты-снаряды, некоторые типы крылатых ракет) на средних, малых и предельно малых высотах, на встречных курсах и вдогон, а также радиолокационно-контрастных наземных и надводных целей. Система всепогодная, одноканальная по цели, обеспечивает наведение на цель до двух ракет. Наименование по кодификации НАТО – Sa-3 «Goa» (Газель).
Разработка и принятие на вооружение
Разработка ЗРС С-125 «Нева» осуществлялась в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 мая 1957 г. № 501-250.
Генеральный разработчик (система в целом, система управления ракетой, радиолокатор сопровождения цели и наведения ракет) – Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Алмаз» (ныне Научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина, входит в состав концерна Воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», генеральный конструктор А. А. Расплетин. Генеральный разработчик по зенитным управляемым ракетам (ЗУР) – Московского конструкторского бюро (МКБ) «Факел», генеральный конструктор П. Д. Грушин, главный конструктор В. В. Коляскин. Головной разработчик по пусковым установкам – КБ Специального машиностроения, главный конструктор Б. С. Коробов. Головной разработчик по модернизации ЗРС С-125 – Объединённое конструкторское бюро (ОКБ) «Кунцево», директор предприятия Л. И. Горшков.
Государственные испытания завершены в марте 1961 г. Система принята на вооружение войск ПВО страны постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 июня 1961 г. № 561-233.
Особенности системы
К особенностям ЗРС С-125 «Нева» по сравнению с ЗРС предшествующего поколения семейства С-75 относятся:
увеличение на порядок степени подавления мешающих отражённых сигналов от местных и других посторонних отражателей до уровня, ранее считавшегося недостижимым для импульсной радиолокации;
устойчивое автоматическое сопровождение цели, летящей на фоне местных предметов при наличии сильных зеркальных отражений от земной поверхности, в условиях различного рельефа местности и водной поверхности;
выбор оптимальной траектории полёта ЗУР и метода её наведения, обеспечивающих высокую точность наведения ракеты на цель, летящую на предельно малой высоте;
эффективное срабатывание боевого снаряжения ракеты по команде с земли при стрельбе по целям, летящим на высотах менее 50 м;
эффективное поражение цели на высотах от 20 м до 18 км, в том числе в сложной помеховой обстановке.
Дополнительно с ЗРС С-125 могут работать радиолокационные станции обнаружения и целеуказания моделей П-12 и/или П-15. Средства системы размещаются в полуприцепах и прицепах, а связь между ними осуществляется по кабелям.
Состав системы
ЗРС С-125 включает в себя следующие средства:
Станцию наведения ракет (СНР) СНР125М – для сопровождения цели и наведения на неё ракет. Станция размещается на двух прицепах, на одном из которых находится кабина управления УНК, на другом – антенный пост. Станция СНР125М работает с радиолокационным и телевизионным каналами сопровождения в ручном или автоматических режимах. Станция оборудуется автоматизированным пусковым прибором АПП-125, который определяет границы зоны поражения ЗРС, а также координаты точки встречи ракеты с целью. Кроме того, он решает задачи пуска.
Стартовую батарею, состоящую из четырёх пусковых установок 5П73, на каждой из которых установлены 4 ракеты.
Систему энергоснабжения, состоящую из дизель-электрической стации и распределительной кабины.
Тактико-технические характеристики системы
В начале 1970-х гг. ЗРС С-125 «Нева» прошла модернизацию. Усовершенствование аппаратуры радиоприёмного устройства позволило повысить помехозащищённость приёмного устройства целевого канала и аппаратуры управления ракетой. Благодаря внедрению аппаратуры «Карат-2», предназначенной для телевизионно-оптического визирования и сопровождения цели, появилась возможность сопровождать и обстреливать цели без радиолокационного излучения в окружающее пространство. Работа по целям, создающим помехи, существенно облегчена при условии визуальной видимости.
С-125 «Нева-М» – первый вариант модернизации этой системы. Решение о модернизации было принято в марте 1961 г., когда ЗРС С-125 «Нева» ещё не состояла на вооружении. Работы осуществляло КБ завода № 304 под общим руководством КБ-1. Дата принятия на вооружение – 27 сентября 1970 г. Предусматривалось создание ЗУР В-601П (5В27), расширение состава и доработка аппаратуры СНР-125 применительно к новой ракете, а также создание новой четырёхбалочной пусковой установки (ПУ 5П73) для использования ракет В-600П и В-601П, модернизированных транспортно-заряжающих машин (ТЗМ ПР-14М и ПР-14МА) на шасси автомобиля ЗиЛ-131 или «Урал».
Наименование характеристики | Значение | |
При принятии на вооружение (1961) | После модернизации (1977) | |
Поражаемые цели | Самолёты, самолёты-снаряды, отдельные типы крылатых ракет | |
Максимальная скорость поражаемых целей, | 1800 | 2500 |
Дальность поражения целей, км – максимальная – минимальная |
10–15 6 |
17–25 3,5 |
Высота поражения целей, км – максимальная – минимальная |
10 0,2–0,3 |
18 0,02 |
Максимальный параметр поражаемых целей, км | 9 | 16,5 |
Максимальный курсовой угол, ° | +90 | +160 |
Дальность поражения наземных и надводных целей, км | – | 3,5–17 |
Обнаружение и сопровождение целей телеоптическим каналом визирования | нет | есть |
Вместе с тем у оптического канала визирования были слабые места. В условиях облачности, а также при наблюдении в сторону солнца или при наличии искусственного источника света, установленного на вражеский самолёт, эффективность канала резко падала. Кроме того, сопровождение цели по телевизионному каналу не могло обеспечить операторов сопровождения данными о дальности цели. Это ограничивало возможности выбора методов наведения и снижало эффективность атаки скоростных целей.
Во 2-й половине 1970-х гг. ЗРС С-125 «Нева» получила аппаратуру, увеличивающую эффективность стрельбы по целям, движущимся на малых и предельно малых высотах, а также по наземным и надводным целям. Была создана модифицированная ракета 5В27Д, увеличенная скорость полёта которой позволила обстреливать цели «вдогон». Длина ракеты увеличилась, а масса выросла до 0,98 т. ЗРС С-125М1 «Нева-М1» с ракетой 5В27Д была принята на вооружение 3 мая 1978 г.
Модификации ЗРС С-125 «Нева»
В ходе доработок системы были созданы следующие модификации.
Для ПВО СССР:
С-125 «Нева». Базовый вариант с ракетой 5В24 дальностью до 16 км.
С-125М «Нева-М». Вариант с ракетой 5В27 дальностью до 22 км.
С-125М1 «Нева-М1». Отличается от модификации «М» повышенной помехозащищённостью и новыми ракетами 5В27Д с возможностью стрельбы вдогон.
Для ВМФ СССР:
М-1 «Волна». Корабельный аналог С-125.
М-1М «Волна-М». Корабельный аналог С-125М.
М-1П «Волна-П». Корабельный аналог С-125М1, с добавлением телесистемы 9Ш33.
М-1Н. «Волна-Н». Модификация, специализированная для борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами.
Для экспорта:
«Печора». Экспортный вариант ЗРС «Нева».
«Печора-М». Экспортный вариант ЗРС «Нева-М».
«Печора-2М». Экспортный вариант ЗРС «Нева-М1».