Россия. Здравоохранение. Система здравоохранения в СССР. Медицинское страхование
Медици́нское страхова́ние в пери́од СССР, включает развитие страховой медицины до образования СССР и в период СССР.
После Февральской революции 1917 г. и прихода к власти Временного правительства было начато реформирование в области обязательного медицинского страхования. Стояла задача по вовлечению в ряды застрахованных практически всех категорий граждан. Основные положения реформы обязательного медицинского страхования включали увеличение числа застрахованных, предоставление больничным кассам права объединяться в общие кассы без согласия предпринимателей, повышение требований к самостоятельным больничным кассам по числу участников (не менее 500 человек), переход больничных касс на полное самоуправление работающими, без участия предпринимателей.
30 октября (12 ноября) 1917 г. принята Декларация Народного комиссариата труда «О введении полного социального страхования», основные положения которой опубликованы в правительственном сообщении о социальном страховании в Газете Временного Рабочего и Крестьянского правительства (официального правительственного печатного органа на тот период):
распространение страхования на всех без исключения наёмных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту;
распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы);
возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей;
возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы;
полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.
На больничные кассы были возложены обязательства по организации необходимой медицинской и лекарственной помощи рабочим и членам их семей. Больничным кассам безвозмездно передавали принадлежавшие предпринимателям больницы, амбулатории и другие лечебные заведения. Медицинские учреждения больничных касс составили основу новой системы страховой медицины, сформировавшейся в первые месяцы советской власти. Денежные средства больничных касс получали из взносов работодателей (в размере 10 % фонда оплаты труда) и расходовали на денежные пособия и медицинскую помощь. Предприниматели должны были выдавать больничным кассам средства на строительство и оборудование лечебных учреждений. В крупных больничных кассах создавали специальные медицинские отделы, которые осуществляли руководство медицинскими учреждениями, лабораториями и аптеками, а также участвовали в организации медицинской помощи рабочим и членам их семей.
31 октября 1918 г. принят декрет, который утвердил Положение о социальном обеспечении трудящихся. В новом положении термин «страхование» заменили на термин «обеспечение». Сформировалось понимание, что единственным возможным вариантом системы здравоохранения является государственная система, финансируемая из государственного бюджета.
В феврале 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет «О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному комиссариату здравоохранения», после чего вся лечебная часть передавалась Народному комиссариату здравоохранения и его отделам на местах. Этим декретом страховая медицина упразднялась, уступая место государственной системе здравоохранения.
С момента провозглашения Новой экономической политики (НЭП) в 1921 г. правительство возвратилось к элементам страховой медицины. В ноябре 1921 г. вышел декрет «О социальном страховании лиц, занятых наёмным трудом», в соответствии с которым вернулись к социальному страхованию, покрывающему все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности. Страховые взносы собирали комиссии по охране труда и социального обеспечения и передавали их органам здравоохранения. Были созданы местные, губернские и всесоюзный фонды социального страхования. Управление фондами осуществляли вновь созданные страховые кассы, в функции которых входило участие в разработке и выполнении планов медико-санитарной помощи застрахованным. Страховая медицина в годы НЭПа была частью единой государственной системы здравоохранения, позволившей использовать дополнительные источники финансирования – страховые фонды, формирующиеся за счёт взносов работодателей.
В 1929 г., после отказа от НЭПа, система здравоохранения стала вновь государственной, вплоть до распада СССР в 1991 г. Медицинское страхование было упразднено, отдельные его элементы существовали только в форме санаторно-курортного лечения и отдельных видов профилактической и оздоровительной работы на промышленных предприятиях (Организация обязательного медицинского страхования в современных условиях. 2016; Качаева. 2015).
В советское время средства государственного бюджета, государственных ведомств, министерств и социальных фондов самих предприятий полностью позволяли содержать всю систему здравоохранения. Спустя почти 60 лет экономические и политические изменения в стране привели к неспособности обеспечить медицинскую помощь населению за счёт государства. Вновь возникла потребность в реформировании системы социального страхования и возрождении медицинского страхования (Качаева. 2015).