Рифф Филип
Рифф Фи́лип (Philip Rieff) (15.12.1922, Чикаго – 1.7.2006, Филадельфия), американский социолог и теоретик культуры. Получил известность благодаря своим работам о З. Фрейде и влиянии его идей на общество. Разработал оригинальную концепцию социологии сакрального в контексте диалектики культуры/антикультуры. Основные работы: «Фрейд: разум моралиста» («Freud: The Mind of the Moralist», 1959), «Триумф терапевтического: как используют веру после Фрейда» («The Triumph of the Therapeutic: Uses of Faith after Freud», 1966), «Собратья-учителя» («Fellow Teachers», 1973), «Харизма: дар благодати и как мы были его лишены» («Charisma: The Gift of Grace, and How It Has Been Taken Away from Us», 2007), «Сакральный порядок/социальный порядок» («Sacred Order/Social Order», 2006–2008).
Родился в 1922 г. в Чикаго в семье еврейских беженцев из Литвы. Окончил Чикагский университет. В 1950-х гг. преподавал в Университете Брандейса (штат Массачусетс). Был профессором риторики в Университете Калифорнии в Беркли. С 1961 г. профессор социологии в Пенсильванском университете, в 1993 г. вышел на пенсию.
В 1952 г. женился на С. Зонтаг, с которой развёлся в 1958 г. В браке родился сын – Дэвид Рифф, американский писатель и журналист.
Научную карьеру Рифф начинал как исследователь наследия Фрейда. Первым успехом Риффа, принёсшим ему академическое признание, стало исследование о Фрейде, опубликованное в 1959 г., – «Фрейд: разум моралиста». В этой работе он предлагает оригинальное прочтение работ Фрейда, характеризуя основателя психоанализа как консерватора в противовес широко распространённому представлению о Фрейде как ниспровергателе устоев. В 1963 г. по заказу издательства Collier-Macmillan готовит новый вариант американского издания собрания сочинений Фрейда.
Изучение наследия Фрейда и его последователей позволяет Риффу говорить о появлении в современной культуре нового типа человека – «человека психологического». Его появлению предшествовал целый ряд других типов – «человек политический», «человек религиозный», «человек экономический» (оказавшийся, по мнению Риффа, всего лишь промежуточным типом). «Психологический человек» венчает эту цепочку: он живёт самим собой, «он стал своей собственной религией: забота о себе – его ритуал, а здоровье – важнейшая догма» (Rieff. 1979. P. 305). Такому типу человека свойственно почти сакральное внимание к миру внутренних переживаний, сквозь призму которых он рассматривает всё на свете: мораль, политику, общество. Ввиду того, что «психологический человек» замкнут на своём «Я», для него характерен небывалый эгоизм, доходящий до полного отрицания каких-либо прав «Мы». «Психологический человек» хочет осознавать себя хозяином своей жизни и вследствие этого стремится избавиться от всего того, что ещё на него влияет: общества, традиции, прошлого. Даже чувство вины отрицается «психологическим человеком» как ещё один самообман; бесстыдство – вот к чему он стремится.
От изучения наследия Фрейда Рифф переключился на главную тему своей жизни: природу культуры и её динамику. Этому посвящена его работа «Триумф терапевтического: как используют веру после Фрейда» (1966). Любая культура, по мнению Риффа, представляет собой систему «да» и «нет», регулирующих поведение человека. Смысл культуры в том, чтобы интегрировать индивида в сообщество через передачу ему «идеалов, устанавливающих разделяемые самим человеком различия между правильными и неправильными поступками…» (Rieff. 1987.P. 4). Одна из принципиальных задач культуры – научить человека ограничивать собственные инстинкты во имя общей цели, разделяемой всем сообществом. Одновременно каждая культура должна содержать в себе механизмы «послабления» (remissions), компенсирующие людям те неудобства, которые вытекают из необходимости контролировать свои инстинкты. Любая культура рано или поздно трансформируется, происходит это за счёт перестроения системы запретов и послаблений, которое приводит к изменению всей культурной символики. При этом вновь образовавшаяся культура должна по своим структурным чертам повторять ту, на смену которой она пришла. Специфика современной культуры в том, что вместо ещё одной переосмысленной системы прежних запретов и послаблений возникает абсолютно новая конфигурация. Современная культура осознанно выстраивается на принципе устранения любых запретов в пользу сплошных послаблений. По этой причине Рифф называет современную культуру антикультурой.
Итоговым произведением Риффа, суммирующим его взгляды на культуру, является посмертно изданный трёхтомник «Сакральный порядок/социальный порядок» («Sacred Order/Social Order: My Life Among the Deathworks», 2006; «Sacred Order/Social Order: The Crisis of the Officer Class: The Decline of the Tragic Sensibility», 2007; «Sacred Order/Social Order: The Jew of Culture: Freud, Moses, and Modernity», 2008). В этой работе Рифф уточняет своё понимание культуры, которую он определяет как то, что переводит «невидимые сакральные порядки в их видимые формы – социальные порядки» (Rieff. 2006. P. 2). Понятие «сакрального порядка» отныне становится для него центральным. «Сакральный порядок» есть «властная вертикаль» (vertical in authority, VIA), т. е. вертикаль, определяемая действенными неизменными (и поэтому сакральными) запретами, по которой человек может передвигаться как вниз, так и вверх. Соблюдение запрета («акт запрещения») способствует восхождению по вертикали, нарушение запрета («акт трансгрессии»), наоборот, нисхождению по ней. Грех – синоним для обозначения достаточно далеко зашедшего «акта трансгрессии». Смешанный акт, когда запрет нарушается, но есть смягчающие обстоятельства, называется «актом послабления». В работе «Сакральный порядок/социальный порядок» Рифф пытается уйти от присущего ему ранее психологизма и рассматривает сакральный порядок не просто как отражение психологической реальности души человека, но именно как нечто трансцендентное. В отличие от культуры современная антикультура пытается ускользнуть от выполнения своей главной задачи: она не только не ретранслирует сакральный порядок в социальный порядок, но ещё и стремится отрицать само существование этого сакрального порядка.