Ресентимент
Ресентиме́нт (рессентимент; франц. ressentiment, буквально – ответное чувство; озлобленность, враждебность, злопамятство), эмоциональное переживание, в основе которого лежит затаённое, непроявленное, вытесненное внутрь чувство скрытой ненависти, зависти, обиды, злобы и т. п. Впервые было подвергнуто философскому анализу в качестве ключевого понятия в сочинении Ф. Ницше «К генеалогии морали» (1887), в дальнейшем подробно рассмотрено в работе М. Шелера «Ресентимент в структуре моралей» (1915, рус. пер. 1999). В отличие от активных агрессивных импульсов, ресентимент – это реактивное образование, основу его всегда составляет подавленная в силу собственного бессилия и страха реакция на действия (агрессивные, оскорбительные и т. п.) или специфические особенности другого человека, реакция отсроченная и перенесённая на другое время и более подходящую ситуацию.
Шелер характеризует ресентимент – это «самоотравление души» – как «долговременную психическую установку, возникающую вследствие систематически практикуемого подавления» тех или иных негативных душевных движений и аффектов, которое делает невозможным их непосредственное выражение и разрядку. Подвергнутые вытеснению, они постепенно освобождаются от связи с конкретным (ненавистным) объектом, «иррадиируют» в различных направлениях и превращаются в негативную установку к определённому кругу явлений (таков, например, механизм формирования классовой ненависти, ксенофобии и др.). Важнейшими исходными пунктами в формировании ресентимента Шелер считал импульс мести, а также проистекающие из ценностного сравнения себя с другими – зависть (в том числе «экзистенциальная зависть» к индивидуальному бытию другого человека), ревность, одержимость соперничеством. В наибольшей предрасположенности к формированию ресентимента оказываются люди, находящиеся в подчинённом или каким-либо образом ущемлённом положении, в особенности в случае «высоких, сдерживаемых втуне притязаний, гордыни, не соответствующей внешнему статусу» и т. п.
Ресентимент является источником различных «ценностных иллюзий» («игра на понижение» и другие искажения ценностной картины мира), он играл существенную роль в формировании системы предпочтений, характерных для тех или иных исторических форм морали (в том числе новоевропейской буржуазной морали).
Солидаризуясь с Ф. Ницше в его критике ресентимента, присутствие которого обнаруживается в том числе и в искажённых формах христианской морали (сентиментальное «человеколюбие», апология «бедности», «страдания» как таковые), М. Шелер констатирует принципиальное непонимание Ницше подлинного смысла христианского благовестия, в основе которого лежит чуждый какого-либо ресентимента свободный духовный акт жертвенной «нисходящей» любви к миру.