Республика Конго. Танец
Та́нец в Респу́блике Ко́нго. Песенно-танцевальное наследие Республики Конго сохранило много архаических черт. Жанровые и стилевые особенности танцевальной культуры этносов, населяющих страну, сложились в доколониальный период. Песни и танцы, исполняемые во время сельскохозяйственных работ или на охоте, обычно носят характер свободной импровизации. Популярен танец буму, восхваляющий богов, лес и животных, исполняемый представителями баамба; подобный танец – енгоза – существует у лунда. Танцевальные движения в основном состоят из движений бёдрами; тела танцоров слегка наклонены вперёд, колени немного согнуты. Движения женщин плавные, движения мужчин резкие и быстрые. Женщины, не принимающие участия в танце, подпевают танцорам, импровизируя и подстраиваясь под ритм барабанов.
Рост городов привёл к развитию городского танцевального и песенного фольклора, формировавшегося под влиянием французской культуры. В 1950–1960-х гг. возникли балетная труппа «Конголия», ансамбль «Нгуакатур», «Балет Диабуа», в репертуар которых входили народные танцы Конго. В 1966 г. создан государственный Национальный конголезский балет, труппа формировалась из лучших исполнителей танцев разных этнических групп. В 1972 г. организован Национальный ансамбль Республики Конго.
Гастроли танцевальных трупп Республики Конго состоялись во многих странах, в том числе в СССР и России.
С 1980-х гг. распространены танцы кваса-кваса, кебекебе (с разновидностью «кебекебе я ндзо»), мутуаши, конголезская румба чачо (вариант кубинской румбы). В начале 1990-х гг. среди молодёжи стал популярным танец ндомболо (сокос), исполняющийся поныне, несмотря на запрет правительства (из-за фривольных движений).
Танцевальные представления проходят в сопровождении традиционных музыкальных инструментов народов Конго: больших и малых барабанов, ксилофонов, труб, флейт; струнных инструментов: арфы, музыкального лука, лиры, цитры.