Relatio non harmonica
Relatio non harmonica (с лат. – негармоничное соотношение), в теории контрапункта Возрождения и барокко – «чуждое гармонии» звуковысотное отношение, прежде всего, хроматический полутон и тритон; частично совпадает с понятием переченья.
Термин, вероятно, ввёл З. Кальвизий («Мелопея, или Наука сложения мелодии», 1592, глава 10), развивая учение о контрапункте Дж. Царлино («Основы гармоники», 1558, книга 3, главы 30–31; итальянского прототипа термина у Царлино нет). Relatio non harmonica Кальвизий связывает с нарушением древнего правила mi contra fa (запрет хроматического полутона как по вертикали, так и по горизонтали). Негармоничное соотношение голосов возникает, когда «косвенно и как бы в виде креста примешивается некий диссонирующий интервал – так называемый случайный» (Кальвизий. 2022. С. 83). При малом количестве голосов переченья нужно остерегаться, потому что «оно создаёт более трудную мелодию и более шероховатую гармонию» (Кальвизий. 2022. С. 83). Большее количество голосов сглаживает проблему, диссонанс «легко подавить созвучием остальных голосов» (Кальвизий. 2022. С. 83). А. Веркмейстер («Музыкальная гармонология», 1702, §§ 58–67) трактовал relatio non harmonica более широко: у него «чужд гармонии» не только хроматический полутон, но и тритон, возникающий между разными голосами соседних аккордов, например, в гармонической последовательности c–e1–g1–c2 – d–d1–fis1–a1 (звуки представлены от нижнего голоса к верхнему) – между басом c первого аккорда и альтом fis1 второго.