«Речи к немецкой нации»
«Ре́чи к неме́цкой на́ции» («Reden an die deutsche Nation»), цикл публичных лекций, прочитанных И. Г. Фихте в Берлине в 1807–1808 гг. и опубликованных отдельным изданием в 1808 г., в которых он излагает ключевые аспекты своей философии истории, языка и образования, а также призывает слушателей к сохранению немецкого народа в его национальном своеобразии.
История создания и структура
Лекции прочитаны перед широкой публикой с 13 декабря 1807 г. по 23 марта 1808 г. в г. Берлин, который был на тот момент занят французскими войсками. Текст лекций впервые опубликован в 1808 г. в Берлине в издательстве Г. А. Раймера (Издательство книготорговли королевской реальной школы).
В опубликованном виде «Речи к немецкой нации» включают в себя предисловие, выдержки из статьи «О Макиавелли как писателе и извлечения из его произведений», а также 14 речей.
Основные идеи
Содержание лекций опирается на более ранний цикл лекций Фихте «Основные черты современной эпохи» («Die Grunzüge der gegenwärtigen Zeitalters»), также прочитанный в Берлине в 1804–1805 гг. и опубликованный в том же издательстве в 1806 г. «Речи» уже предполагают историософскую схему деления эпох, которая изложена ещё в «Основных чертах». Последовательность их такова: 1) эпоха разумного инстинкта; 2) эпоха принудительного авторитета; 3) эпоха пустой свободы; 4) эпоха разумной науки; 5) эпоха разумного искусства. Содержание речей относится к переходу от эпохи пустой свободы к эпохе разумной науки.
По мнению Фихте, нация больше не может сохраняться с помощью обычных средств, которые ранее употреблялись для этого. Он заявляет: «то, что я предлагаю в качестве средства сохранения существования немецкой нации, есть полное изменение воспитания» (Фихте. 2009. С. 63). Прежнее воспитание вынуждало молодых людей следовать побуждениям своего эгоизма, даже там, где они придерживались, казалось бы, законопослушного образа мыслей. Для сохранения нации требуется новое воспитание, которое не образовывает нечто в человеке, а образовывает самого человека. Оно должно образовать немцев к «новой общности» с единым настроем. «Новое воспитание должно произвести… устойчивую и не колеблющуюся волю с помощью надёжного и действенного без исключений правила…» (Фихте. 2009. С. 72). Результаты его не должны быть случайными, но распространяться на всех воспитанников без исключения. Для этого оно должно стать сознательным искусством и формировать «устойчивую и безошибочную добрую волю» (Фихте. 2009. С. 73). Это предполагает воспитание любви к добру просто как таковому, «чистой нравственности». Для того чтобы сформировать её, нужно воспитать способность самодеятельно создавать образы, которые не копировали бы наличный порядок вещей. Это отличает новое воспитание от старого, которое опиралось на такую способность, как память. Воспитанники должны непрерывно находиться под воздействием воспитания, а потому быть отделёнными от общества, образуя собственную общину. Можно выделить три этапа нового воспитания: 1) развитие посредством познания природы; 2) нравственное воспитание; 3) воспитание к истинной религии, проживанию нашей жизни в Боге. Новое воспитание не должно быть практичным.
Поскольку новое воспитание является средством сохранения немецкой нации, в «Речах» обсуждаются особенности, отличающие немцев от других народов. Речь идёт о различии «немцев и других племён, происходящих от того же корня…» (Фихте. 2009. С. 110). Разница состоит в том, что первые в отличие от вторых не меняли места жительства и сохранили свой язык, тогда как последние переселились и переняли чужой язык (латынь), «постепенно преобразовав его на свой лад» (Фихте. 2009. С. 110). Смена политического устройства с союза государств с ограниченными полномочиями верховной власти на устроенные на римский манер монархии является только следствием изменения места жительства и языка. Причём существенным является именно изменение языка, поскольку язык гораздо больше формирует людей, чем люди язык. Он конститутивен для образования и сохранения народа: «…живущие вместе и продолжающие образовывать свой язык в непрекращающемся сообщении люди, на языковые средства которых осуществляются одни и те же внешние влияния, называются народом…» (Фихте. 2009. С. 113). Особенно важна способность языка обозначать и выражать сверхчувственное. Критической ситуацией является та, в которой народ отказывается от своего языка и перенимает уже сформировавшийся чужой язык для выражения сверхчувственного. У народа, который непрерывно сохранял свой язык, имеются следующие отличия: 1) духовное образование непосредственно оказывает влияние на жизнь; 2) сам народ всерьёз относится к такому образованию; 3) этот народ добросовестен, прилежен, серьёзен и трудолюбив; 4) такой народ восприимчив, а создатели образования в нём не отделяют себя от него. У такого народа поэзия становится одним из направлений его духовного образования.
В истории немецкий народ проявил себя за счёт церковной Реформации. В Германии дело исправления Церкви было вызвано отвращением к обману в отношении спасения души и стало делом самого этого народа. Лютер стал выразившей эту тенденцию фигурой, поскольку в отношении образования его превосходили многие, но никто не превосходил его в плане беспокойства о вечном спасении. Это то, что сообщило ему всемогущее стремление к исправлению «порчи» существующей Церкви, дало силу и талант. Для немецкого народа, проявившего себя в истории, характерен дух благочестия, честности, скромности, заботы о целом. Именно поэтому «немецкая нация – единственная среди новоевропейских наций, уже столетия назад делом доказавшая… что она в состоянии выдержать республиканское устройство» (Фихте. 2009. С. 163).
Описываемая Фихте эпоха для Германии отличалась тем, что народ смешивался с «зарубежьем». Выходом из этого, по его мысли, призвано стать создание подлинной немецкой философии, которая, в отличие от философии иностранной, будет исходить из единой божественной жизни – жизни как таковой. Нужно создать также и подлинно немецкое государственное искусство, которое должно исходить из устойчивого духа как вечного двигателя, тогда как такое искусство иностранного происхождения довольствуется внешней, механической причиной всякого движения и изменения в государстве. Немцы – это народ, обладающий творческой силой нового. Всё же, «что верит в застой, возврат и танцы по кругу или даже ставит у руля мироправления мёртвую природу… не немецкое и чуждо нам…» (Фихте. 2009. С. 185).
При переходе от характеристики немцев как народа к рассуждению о сущности народа как такового Фихте дал этому понятию следующее определение: «…совокупность людей, живущих вместе в обществе и непрерывно воспроизводящих себя из себя природно и духовно, находящаяся в целом под действием определённого особенного закона развития божественного из неё» (Фихте. 2009. С. 193). Принадлежность к народу связана с любовью к Отечеству как носителю и залогу земной вечности. Любовь к Отечеству выше государства и должна управлять им. Это обусловлено тем, что она 1) способна ограничить государство в выборе средств для достижения и сохранения внутреннего мира; 2) может ставить государству более высокую цель, чем сохранение внутреннего мира.
Новое воспитание должно развить такую любовь. Оно будет полной перестройкой человеческого рода. Такое воспитание опровергнет приоритет чувственного мира, его истинность. «Для него истинный и действительно существующий мир – мир, постигаемый мышлением, оно с самого начала хочет ввести своего воспитанника в него» (Фихте. 2009. С. 217). Система нового воспитания должна подключиться к педагогической системе, созданной И. Г. Песталоцци. При этом необходимо создать воспитательные заведения, для которых «главное требование… состоит в том, чтобы учёба и работа были объединены…» (Фихте. 2009. С. 245). Среди воспитанников следует выделять тех, кто проявляет способности к тому, чтобы в будущем стать учёным. Осуществление нового воспитания может взять на себя государство, причём, поскольку у немцев нет единой государственности, их государства могут соперничать за приоритет в этом осуществлении. При этом государство, которое первым начнёт реализовывать такой проект, заслужит особую честь, и за ним последуют другие государства. В случае же если никакое государство не решится на это, осуществлять проект смогут и частные лица. Поскольку результаты нового воспитания появятся не сразу, нужно как-то обеспечить жизнь для немцев и сохранность немецкой нации на протяжении того времени, пока они не будут достигнуты. Для этого немцы в первую очередь должны уже сейчас сформировать в себе серьёзность и не позволять властвовать над собой обстоятельствам, существуя легкомысленно и ради шутки. Нужно «создать себе состоятельные и непоколебимые основоположения» (Фихте. 2009. С. 274). Важная роль в деле сохранения нации отводится также писателям, поскольку её существование и её единство определяется языком, а писатели могут и должны его культивировать. Подлинные границы государств – это их естественные границы, создаваемые языком. Так происходило и с немецкой нацией, тем более что «счастливая судьба уберегла её от непосредственного участия в грабеже других миров» (Фихте. 2009. С. 291).
Лекции принято относить к популярной философии Фихте. Они имели сильное, но неоднозначное воздействие на публику. В частности, уже в 20 в. они дали повод некоторым авторам видеть в Фихте одного из предтеч немецкого национализма (Б. Рассел). Работа является одной из наиболее часто переиздаваемых у Фихте.