Равкин Захар Ильич
Ра́вкин Заха́р Ильи́ч (13.7.1918, Ростов-на-Дону – 10.1.2004, Москва), советский и российский педагог. Родился в семье врачей. В 1935 г., после окончания средней школы, поступил на историко-философский факультет Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ). В 1937 г. семья Равкина по политическим причинам была выслана в Самарканд, в связи с чем Равкин перевёлся на исторический факультет Узбекского государственного университета (ныне Самаркандский государственный университет имени Шарофа Рашидова), окончил его в 1941 г. Во время Великой Отечественной войны не был призван в армию по состоянию здоровья. После окончания университета преподавал в школах историю и литературу.
В 1944 г. поступил в аспирантуру Академии педагогических наук (АПН) РСФСР, где его научным руководителем был академик Н. А. Константинов. Начал заниматься историко-педагогическими исследованиями с изучения преподавания в Царскосельском лицее пушкинской поры, но по рекомендации коллег переключился на изучение истории советской школы и педагогики 1920-х гг., чем занимался на протяжении всей научной деятельности. В 1947 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Советская школа в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства (1921–1925 гг.)». В том же году стал старшим научным сотрудником Института теории и истории педагогики.
В 1951 г. по политическим причинам, связанным с кампанией по «борьбе с космополитизмом», переехал в Йошкар-Олу, где стал заведующим кафедрой педагогики и психологии Марийского государственного педагогического института имени Н. К. Крупской (ныне Марийский государственный университет). Во время работы в институте под его редакцией был издан ряд научных работ и учебных пособий по педагогике, в том числе «Воспитание детей в семье» (1959), «Будущее вашего ребёнка» (1962), «Воспитание в процессе обучения» (1965), «Хрестоматия по педагогике для педагогических вузов» (1976). Равкин внёс значительные изменения в методику преподавания истории педагогики и содержание учебного курса, которые помогли развитию профессиональной направленности и актуализации знаний, связанных с насущными вопросами школьной жизни. В 1966 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Основные проблемы развития теории и практики общеобразовательной школы РСФСР (1917–1930 гг.)». В 1978 г. Равкину было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. В 1981 г. вернулся в Москву и стал сотрудником Института общей педагогики АПН СССР. В 1985 г. избран член-корреспондентом АПН СССР. Продолжал публиковать работы по истории советской педагогики, одной из которых стал цикл очерков о выдающихся советских педагогах 1920–1930-х гг. «Творцы и новаторы школы, рождённой Октябрём» (1990). В 1992 г. возглавил группу методологии историко-педагогических исследований в составе Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании Российской академии образования (РАО). Под руководством Равкина лаборатория методологии занималась исследованием аксиологических проблем истории образования, ею был создан цикл монографий, посвящённых этой теме. С 2000 г. действительный член РАО. Разработал теорию педагогического стимулирования познавательных интересов, исходящую из необходимости глубокого проникновения во внутренний мир ученика.
Награждён орденом «Знак Почёта» и медалью К. Д. Ушинского.