«Ratio Studiorum»
«Ratio Studiorum», «Ratio atque institutio studiorum Societatis Jesu» («Порядок и устроение обучения в Обществе Иисуса»), образовательный устав ордена иезуитов, принятый в 1599 г. и ставший основой образовательной системы Общества Иисуса. Организованная согласно «Ratio Studiorum» система преподавания была внедрена в иезуитских коллегиях по всему миру и оказала влияние на формирование национальных систем образования.
Подготовка «Ratio Studiorum»
Согласно первым орденским конституциям 1540 г., в Обществе Иисуса не могло быть собственных учёных занятий. Но уже в 1542–1545 гг. появился ряд иезуитских коллегий в университетах Коимбры, Падуи, Лувена, в Кёльне и Валенсии. В 1545–1546 гг. создан первый учебный регламент: для членов ордена – учеников коллегии при Падуанском университете. В 1548 г. в Мессине открылась коллегия для учеников, не являвшихся членами ордена. Её устав стал образцом для других школ и коллегий. В 1551 г. создана Римская коллегия, её устав (1558, расширенная версия 1564–1565) также принимался как образец в коллегиях и школах. В другом влиятельном документе – Уставе Германской коллегии в Риме (основана в 1552) – заметны важные черты формирующейся иезуитской образовательной системы: конкретность ставящихся перед учениками задач и нацеленность на практику. В итоговом тексте конституций Общества Иисуса (издан в 1558) вопросам образования посвящена часть 4 («Ordo studiorum»). Обязательным условием провозглашалась доступность образования для неимущих студентов.
В 1569 г. закончен и разослан главам провинций предварительный общий регламент иезуитской системы образования. В нём определялся порядок первых лет обучения, но порядок «высших» курсов (философии и богословия) регламентирован не был. В 1581–1585 гг. в Риме над разработкой свода правил иезуитского образования регулярно работал ряд специально созданных преподавательских комиссий. Результатом их работы стал предварительный устав 1586 г. Его обсуждение и работа по внесению поправок и дополнений в устав продолжались несколько лет. Первый исправленный вариант был опубликован в 1591 г., окончательное издание вышло в 1599 г.
Иезуиты учли опыт традиционных образовательных систем, как церковных, так и светских, прежде всего программы обучения в Парижском университете (т. н. modus Parisiensis) и Лувенском университете. Успеху иезуитской программы способствовала и жёсткая централизация Общества Иисуса. В результате была создана первая всемирная образовательная сеть, в 1599 г. объединявшая более 245 коллегий в Европе, Африке, Америке и Азии.
Содержание «Ratio Studiorum»
Устав условно делится на 4 раздела. Первый регулирует деятельность руководителей образовательных учреждений. Следующие разделы «Ratio Studiorum» посвящены учебным курсам. Во 2-м разделе изложены правила для преподавателей «высших» дисциплин (Священное Писание, еврейский язык, церковная история, каноническое право, схоластическое и моральное богословие). Третий раздел адресован преподавателям философии (в которую включены моральная философия, физика и математика). Четвёртый раздел регулирует работу преподавателей начальных курсов. После 4-го раздела даны указания по разным вопросам, в частности правила поведения учеников.
Согласно «Ratio Studiorum», руководителем коллегии являлся ректор. Среди его основных обязанностей – проверка успеваемости учеников, созыв собраний преподавателей. Он был подотчётен главе орденской провинции, провинциалу, посещавшему каждую коллегию минимум раз в год. Провинциал контролировал как соблюдение правил преподавания, так и административные дела. Непосредственное руководство учебным процессом осуществлял префект по обучению – 1-й помощник ректора. В его ведении находились выбор текстов для упражнений, организация диспутов и экзаменов, распределение учеников по классам, отбор преподавателей и контроль их работы. Особые должностные лица, также называемые префектами, регулировали начальные учебные курсы, вопросы дисциплины и т. д.
«Ratio Studiorum» предлагал последовательную программу обучения: на занятии разбирали по возможности один вопрос, задача педагога состояла в обеспечении связи между занятиями. Чётко оговаривалась длительность каникул, регулировалось количество занятий в день, обязательным был один выходной в неделю.
Первые 5 (в отдельных коллегиях 6) лет составляли курс начального образования, в центре которого было изучение классических языков, дополнением к нему служили занятия по истории и географии. «Ratio Studiorum» определял, какого уровня знаний должны были достичь ученики после каждого года обучения. Так, по окончании 1-го класса – класса начальной грамматики – им следовало знать основы лексики и синтаксиса древнегреческого языка и латыни, уметь читать и писать на этих языках. В течение 2-го года – это был класс средней грамматики – надлежало освоить основные грамматические правила. После 3-го года обучения – класса высшей грамматики – от учеников требовалось полное знание грамматических правил, частей речи, правил версификации и основ риторики. 4-й год обучения должен был заложить в учениках основы красноречия. Для этого надлежало углубить изучение языков, получить знания по географии и истории, а также лучше изучить риторику. Ученики должны были писать сочинения. Наконец, на 5-й году – во время класса риторики – ученики полностью овладевали искусством красноречия, которое делилось на 2 части: ораторское и поэтическое искусство.
Следующие 3 года посвящались изучению курса «свободных искусств». 1-й год был посвящён логике, необходимой для ведения диспутов. В конце 1-го года обучения на курсе «свободных искусств» начиналось преподавание естественной философии (оно продолжалось весь 2-й год), а также математики. На 3-м году приступали к изучению аристотелевской «Метафизики».
«Высшая» часть курсов занимала 4 года и предназначалась лишь для тех, кто собирался принять сан пресвитера. Она включала в себя изучение богословия, Священного Писания, а также древнееврейского языка. Преподававшаяся в иезуитских коллегиях богословская система была основана на «Сумме богословия» Фомы Аквинского.
Большое внимание уделялось правилам ведения спора и красноречию, мнемоническим техникам. В иезуитских учебных заведениях 17–18 вв. много времени занимали занятия декламацией, музыкой и театром. Театральные и музыкальные представления, подготовленные воспитанниками иезуитских коллегий, часто были открыты для публики. Поощрялось соревнование между учениками: применявшаяся единообразная система положительных и отрицательных оценок давала возможность определять в конце недели и в конце месяца лучших и худших студентов в классе. Устав адаптировался к местным условиям: могли отличаться возраст воспитанников (в 17 в., как правило, обучение начиналось в 9–10 лет), некоторые преподавательские практики (так, на протяжении 17–18 вв. к основным курсам иногда добавляли изучение народных языков, местной истории и географии).
Развитие системы иезуитского образования
В 1580 г. действовали 144 иезуитские коллегии, спустя 50 лет – 293, накануне упразднения ордена иезуитов, в 1773 г., коллегий насчитывалось более 850; образование в большинстве из них было бесплатным. Уже в конце 16 в. уровень преподавания в иезуитских коллегиях был высоко оценён во всём христианском мире. Выпускниками коллегий были не только богословы и проповедники, но и множество политических и военных деятелей, поэтов, писателей, философов, учёных. Преподаватели коллегий активно участвовали в богословских и философских спорах своего времени, многие их исследования носили прикладной характер. В настоящее время в истории науки обсуждается вопрос о влиянии иезуитской системы знания на деятелей т. н. научной революции 17 в. – Г. Галилея и Р. Декарта (Feingold. 2003; Wallace. 2003; Ariew. 2003; Udías Vallina. 2015. P. 23–54).
После папской буллы 1773 г. о роспуске ордена были закрыты и иезуитские коллегии. Иезуиты продолжили свою деятельность на территории Российской империи. Важнейшим образовательным центром стала Полоцкая коллегия (основана в 1579/1582, в 1772 Полоцк вошёл в состав Российской империи; в 1812 преобразована в академию). При ней действовал новициат (учреждение для подготовки монахов) (Блинова Т. Б. Иезуиты в Беларуси. Гродно, 2002. С. 127). В 1786 г. для коллегии был разработан реформированный устав: в образовательную программу добавлено изучение новых языков (русского и французского), больше внимания уделено точным наукам. Кроме того, иезуитские коллегии действовали: в Орше, Витебске, Могилёве, Мстиславле, Динабурге. В 1801 г. в Санкт-Петербурге открылась иезуитская школа для среднего сословия (в 1803–1806 пансион для благородных воспитанников, с 1806 Благородная коллегия). Все учебные центры иезуитов в Российской империи прекратили свою деятельность после изгнания ордена в 1820 г.
С восстановлением Общества Иисуса стала очевидной необходимость преобразований «Ratio Studiorum». Собиравшиеся в 1820 и 1829 гг. 20-я и 21-я генеральные конгрегации приняли решение о пересмотре устава; созданная с этой целью комиссия начала работу в 1830 г. Пересмотренный устав был опубликован в 1832 г. Он отражал требования времени (в программу обучения было включено изучение новых языков и естественных наук), но мало учитывал различия в национальных системах образования, что ограничивало его применение. «Обновленный» вариант «Ratio Studiorum» был представлен в 1851 г., однако возможность адаптации иезуитской системы образования к менявшемуся миру оставалась предметом дискуссий на протяжении всего 19 в. В 1906 г. на 25-й генеральной конгрегации была признана невозможность создания общего образовательного устава. Отныне каждая провинция ордена могла иметь собственный устав, который должен был следовать «принципиальным методам» «Ratio Studiorum».
С 1948 г. разрешено участие мирян в преподавательской и административной работе иезуитских коллегий. При этом с 1960-х гг. наблюдалось снижение престижа иезуитского образования, многие коллегии были закрыты. В 1970–1980-х гг. это привело к пересмотру образовательной политики ордена. Новые педагогические принципы, представлявшие собой попытку адаптировать опыт иезуитских коллегий к решениям Второго Ватиканского собора (1962–1965), были сформулированы в т. н. «Характеристике образовательной деятельности Общества Иисуса» (1983/1986), по сути, заменившей «Ratio Studiorum». Практические принципы новой образовательной системы ордена иезуитов были изложены в «Pedagogia ignaziana» («Игнацианская педагогика», 1993). В настоящее время основной образовательной миссией ордена является дополнение национальных образовательных систем, помощь тем детям и подросткам, которые не могут получить образование в их рамках. К концу 20 в. в мире насчитывалось более 1,5 тыс. иезуитских учебных заведений, в их числе технические и профессиональные школы, учреждения начального, среднего и высшего образования.