Расулзаде Мамед Эмин
Расулзаде́ Маме́д Эми́н (Məmməd Əmin Rəsulzadə; Мухаммед Эмин Расулзаде; Мамед Эмин Ахунд Гаджи Молла Алекбер оглу Расулзаде, Məmməd Əmin Axund Hacı Molla Ələkbər oğlu Rəsulzadə) [31.1(12.2).1884, село Новханы Бакинского уезда Бакинской губернии, ныне Апшеронского района, Азербайджан – 6.3.1955, Анкара], азербайджанский политический и государственный деятель, идеолог азербайджанского национального движения, литературовед, драматург. Из семьи сельского ахунда.
По желанию отца учился во второй русской мусульманской школе, затем в Бакинском техническом училище (1901–1903; не окончил).
Общественно-политическая деятельность в Российской империи (1903–1909)
В 1903 г. опубликовал в газете Şərqi Rus («Русский Восток») свою первую статью «Письмо из Баку», в которой призывал кавказских мусульман к получению образования. В том же году создал «Кружок юных революционеров Азербайджана», идейной основой которого стал синтез идей марксизма и тюркского национализма. В 1904 г. познакомился и установил тесные дружеские отношения с И. В. Сталиным. Осенью того же года стал одним из главных организаторов на базе «Кружка юных революционеров Азербайджана» первой на Южном Кавказе мусульманской социал-демократической организации «Гуммет». По воспоминаниям Расулзаде, костяк организации составляли молодые мусульмане, которые «пытались пробудить у членов нашей организации национальные чувства, изучали родной язык и литературу, читали творения наших поэтов, проклинающих царизм, и распространяли среди рабочих брошюры революционного и национального содержания» (Rəsulzadə. 1991. S. 13–14). Редактор газеты Hümmət (1904–1905), в которой пропагандировал идеи мусульманского единства. На дальнейшую идейную эволюцию Расулзаде значительное влияние оказала концепция политического тюркизма А. Гусейнзаде, призывавшего тюркские народы одновременно к опоре на собственные традиции и к восприятию достижений европейской культуры.
В 1906–1908 гг. сотрудничал с газетой İrşad («Путеводитель»). 5(18) января 1906 г. опубликовал в ней статью «Беда в деревне», в которой рассказывал об армяно-азербайджанских столкновениях на Кавказе, о сопровождавших их массовых грабежах и убийствах, призывал к гражданскому миру и искоренению невежества. В феврале 1906 г. на страницах той же газеты выразил солидарность с Иранской революцией 1905–1911 гг. Также активно публиковался в газетах Təkamül («Эволюция»), Yoldaş («Товарищ»), Tərəqqi («Прогресс»), Dəvət-Qoç («Призыв») и т. д.; в своих статьях отстаивал идеи мусульманского равноправия.
Способствовал образованию 8(21) марта 1906 г. просветительского общества «Ниджат» (председатель в 1907–1909). Общество занималось просвещением азербайджанцев, помощью детям из бедных семей, привлечением их к учёбе, оказанием материальной помощи нуждающимся. Общество выпускало журнал Nicat («Освобождение»), открыло в Баку и некоторых прилегающих сёлах библиотеки и читальни, школу в посёлке Балаханы, где преподавал поэт Сабир. Организация также устраивала бенефисы и городские гуляния, а вырученные от этих мероприятий деньги расходовала на благотворительные и политические цели (в сентябре 1908 Расулзаде удалось организовать побег И. В. Сталина из Баиловской тюрьмы).
Скептически оценивал опыт участия азербайджанцев в революции 1905–1907 гг., говоря о неопределённости их политических целей: «…каждая социальная группа и каждая нация выдвинули свои требования, провозгласили свои цели. И только мы не знали, чего желать и требовать» (Rəsulzadə M. Ə. Əsərləri. 2 cild. Bakı, 2001. S. 474).
Деятельность в эмиграции (1909–1913)
18(31) марта 1909 г., будучи корреспондентом газеты Tərəqqi, эмигрировал в Персию. Участник Иранской революции 1905–1911 гг. Главный редактор газеты İrani-Nov («Новый Иран»), выходившей в Тегеране. Один из создателей Демократической партии Ирана (сентябрь 1910). Протестовал против ввода российских войск в северную Персию. В результате в июне 1911 г. был вынужден покинуть Персию под давлением властей, действовавших под влиянием российского правительства.
В июне 1911 г. тайно вернулся в Баку, в июле того же года, опасаясь преследований, переехал в Стамбул, который к тому времени уже превратился в центр эмиграции мусульманской интеллигенции из России. В 1911–1913 гг. активно сотрудничал с популярным в тот период журналом Türk yurdu («Тюркское отечество»). В 1912 г. опубликовал в нём работу «Иранские тюрки» [в том же году была переиздана в сборнике Sebillürəşad («Правильный путь»)]. Представил в этой работе очерк истории Персии с древнейших времен до начала 20 в., обосновывал равную роль тюркских народов с персами в её ходе. Одним из первых поставил вопрос о положении азербайджанцев, проживавших в Персии.
Общественно-политическая деятельность в 1913–1918 гг.
Вернулся в Россию в 1913 г. благодаря амнистии по случаю 300-летия Дома Романовых. В 1913 г. вступил в Мусульманскую демократическую партию «Мусават» (образована в 1911 под влиянием идей Расулзаде, до 1917 нелегальная), вскоре стал лидером этой политической организации. Основатель и главный редактор газеты Aşıq söz («Ясное слово») (1915–1918), в опубликованных в ней статьях отмечал усиление национального фактора в международных политических процессах, указывая: «...то новое обличье, которое обретет карта мира, будет зависеть не только от самоотверженности граждан, организованности государств и мощи армий, но в значительной степени – от национальных идеологий, столь открыто и решительно заявивших о себе» (Балаев. 2009. С. 44). Фактически в завуалированной форме выдвинул идею создания национального государства азербайджанских тюрков.
Приветствовал Февральскую революцию 1917 г., вместе с Ф. Хойским и предпринимателем М. Асадуллаевым подписал телеграмму на имя председателя Временного комитета Государственной думы М. В. Родзянко и председателя мусульманской фракции Государственной думы К.-М. Тевкелева, в которой выражалась уверенность в незыблемости в будущем социальных, политических, национальных и религиозных прав всех народов России, включая мусульман. Член Бакинского исполнительного комитета общественных организаций (с марта 1917). Заместитель председателя Временного исполнительного комитета бакинского мусульманского национального совета (в июле преобразован в Совет бакинских мусульманских общественных организаций) (с марта/апреля 1917). Сформулировал первую политическую программу азербайджанского национального движения с требованием создания национальной территориальной автономии, которая была утверждена на 1-м Общекавказском съезде мусульман [проходил в Баку 15–20 апреля (28 апреля – 3 мая) 1917]. В выступлении на съезде отметил, что централизация власти в таком территориально обширном и разнородном в национальном отношении государстве, как Россия, не соответствует началам свободного общежития народов и поэтому непригодна для нормального развития государственной жизни страны. Исходя из этого, он требовал предоставления национальным группам России права на самоопределение. По его мнению, обособленные таким путём отдельные народы России затем должны были образовать государственный союз в форме федеративной демократической республики. Также на этом съезде было заключено соглашение «Мусавата» с Тюркской партией федералистов о создании единой организации, которая оформилась 26 октября (8 ноября) в Баку как Тюркская демократическая партия федералистов «Мусават», её председателем стал Расулзаде.
На 1-м Всероссийском съезде мусульман [проходил 1–11 (14–24) мая 1917 в Москве] он вновь подчёркивал, что «формой государственного управления России должна быть демократическая республика», причём «Россия должна стать таким зданием, в котором каждая нация имела бы принадлежащую ей собственную квартиру» (Rəsulzadə. Əsərləri. 4 cild. Bakı, 2001. S. 199–205). На основании этих аргументов Расулзаде предложил создать национально-территориальные автономии для азербайджанцев, башкир, казахов, народов Туркестана. В своём заключительном выступлении он вновь конкретными фактами доказывал, что именно национально-территориальная автономия и федерализм являются магистральным направлением развития тюрко-мусульманских народов России, способным вывести эти народы на путь свободы и прогресса.
К Октябрьской революции 1917 г. отнёсся враждебно. Член Закавказского сейма (февраль – май 1918), руководитель фракции партии «Мусават», рассматривал сейм в качестве Учредительного собрания, которому предстояло заняться выработкой конституции Закавказья и определением прав территориальных единиц, которые должны были войти в его состав (Протоколы заседаний ... 2006. С. 27–28). Отстаивал создание на территории Закавказья демократической федеративной республики, был сторонником формирования коалиционного правительства. Во время столкновений азербайджанцев и армян, поддерживаемых большевиками, в Баку в марте 1918 г. безуспешно пытался добиться принятия Закавказским сеймом мер по борьбе с действиями большевиков, лидировавшими в Бакинском совете.
Один из руководителей Азербайджана (1918–1920)
Один из инициаторов создания Азербайджанской демократической республики (АДР). Председатель Временного национального совета Азербайджана (май – июнь, ноябрь – декабрь 1918). В конце мая – начале июня 1918 г. принимал участие в Батумской мирной конференции, по итогам которой 4 июня подписал от имени азербайджанского правительства договор о дружбе с Османской империей, определявший границы между государствами и содержавший обещание османского правительства оказывать вооружённую помощь руководству АДР для обеспечения порядка и безопасности в стране. В июне – октябре 1918 г. находился в Стамбуле (Константинополе) для участия в планировавшейся мирной конференции (не состоялась). Вёл переговоры с военным министром Энвер-пашой и великим визирем Талаат-пашой, добился оказания Османской империей вооружённой помощи АДР в борьбе с Бакинской коммуной. Настоятельно требовал от азербайджанского правительства в ближайшее время занять Баку, связывая с этим судьбу АДР. С воодушевлением принял известие о занятии города турецко-азербайджанскими войсками 15 сентября 1918 г.
Открывая 7 декабря 1918 г. первое заседание азербайджанского парламента, Расулзаде подчеркнул: «Наше отделение от России не есть враждебный акт по отношению к России. Мы не чувствовали обид от русского народа, который не меньше нас страдал под гнётом деспотизма, данное же наше поведение объясняется другим гнётом, являющимся результатом господствующей в России анархии» (Азербайджанская Демократическая Республика. Парламент. 1998. С. 33). Лидер фракции партии «Мусават» в парламенте АДР (1918–1920). Стратегической целью законотворческой деятельности фракции считал укрепление независимости Азербайджана путём проведения демократических преобразований, обеспечения равенства народов, населявших страну, развития национального образования на азербайджанском языке. Исходя из этих представлений, обеспечил принятие парламентом ряда значимых законопроектов: «О несовмещении государственной службы с членством в парламенте» (что стало первым шагом на пути реализации принципа разделения властей), «Устава о печати» (фактически запретившего цензуру), «Об учреждении в городе Баку государственного университета» и т. д. Председатель комиссии по подготовке «Положения о выборах в Учредительное собрание Азербайджанской Республики» (1918–1919).
Принимал активное участие в укреплении обороноспособности и реализации внешнеполитического курса Азербайджана. После вторжения частей Добровольческой армии на территорию Республики Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана выступил одним из инициаторов создания 9 июня 1919 г. Комитета государственной обороны, объявившего территорию Азербайджана на военном положении. Выступал против передачи Грузинской демократической республике области Борчалы (населённой преимущественно азербайджанцами), а Демократической республике Армения – Карабаха. Был убеждённым сторонником идеи создания конфедерации государств Кавказа (АДР, Грузинской демократической республики, Демократической республики Армения, Республики Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана). 27 апреля 1920 г. выступал против принятия правительством и парламентом АДР ультиматума ЦК КП Азербайджана, Бакинского бюро крайкома РКП(б) и президиума «Бакинской рабочей конференции» о сдаче власти.
Деятельность в 1920–1922 гг.
После утраты независимости АДР в ходе проведения Рабоче-крестьянской Красной Армией Бакинской операции 1920 г. перешёл на нелегальное положение, скрывался в селе Лагич (ныне посёлок городского типа Исмаиллинского района, Азербайджан). В результате предательства вынужден был бежать, арестован 17 августа в селе Гарамарьям (ныне село Гейчайского района, Азербайджан), а затем препровождён в Баку.
Приехавший в Азербайджан нарком по делам национальностей РСФСР И. В. Сталин распорядился отправить его в Москву и способствовал его освобождению. Состоял в штате Народного комиссариата по делам национальностей (Наркомнац) РСФСР (1920–1922), зачислен по личной рекомендации Сталина. Получал предложения возглавить Общество по изучению стран Востока, которое планировалось создать при Наркомнаце РСФСР, затем занять должность профессора в Коммунистическом университете трудящихся стран Востока; по идейно-политическим соображениям каждый раз отказывался. Преподавал персидский и русский языки в Институте восточных языков (бывший Лазаревский институт восточных языков, 1920–1922), публиковался в журнале «Жизнь национальностей», в частности по проблеме реформы азербайджанского алфавита (Ягублу. 2015. С. 244).
Общественно-политическая деятельность в эмиграции (1922–1955)
В 1922 г. бежал из Петрограда в Финляндию, переехал во Францию, затем в Турцию. В январе 1923 г. написал открытое письмо Сталину, в котором благодарил последнего за своё освобождение, но в то же время критиковал политику большевиков, обвиняя их в том, что «волею судеб очутившаяся у власти партия коммунистов, отступая на всех фронтах своей идеологии, приходит к идее восстановления старой Российской империи» (Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 558. Оп. 11. Д. 801. Л. 14 об.).
Организатор и глава Заграничного бюро партии «Мусават» (с 1923). Председатель «Истиглал комитеси» («Комитет освобождения») (с 1924) (Абуталыбов. 2011. С. 31). Член Комитета независимости Кавказа (с 1926) (Абуталыбов. 2011. С. 33). Генеральный секретарь (1927–1928) и председатель (1928–1939, 1947–1955) Азербайджанского национального центра (АНЦ) – политической организации по координации действий азербайджанской эмиграции. Член международного клуба «Прометей» (1926–1928) и международной организации «Прометей» (Лиги угнетённых Россией народов) (1928–1939), созданной в 1928 г. в Варшаве Генеральным штабом и МИД Польши по плану Ю. Пилсудского для организации борьбы нерусских народов, входивших в состав СССР, против советской власти. Главный редактор журнала Yeni Qafqaz («Новый Кавказ») (1923–1927), газет Azəri Türk («Азербайджанский тюрок») (1928), Odlar yurdu («Страна огней») (1929–1931), еженедельника Bildiriş («Ведомости») (1930–1931). В этих периодических изданиях пропагандировалась идея независимости народов Кавказа, критиковалась политика советского руководства в национальной, политической, экономической, культурной сфере. В 1931 г. под давлением советской дипломатии правительство Турции приняло решение о закрытии периодических изданий и приостановлении деятельности политических организаций азербайджанской эмиграции и о депортации Расулзаде и его сторонников из страны.
С 1930 г. фактически проживал в Польше, где возобновил работу Заграничного бюро «Мусавата» и АНЦ. Под редакцией Расулзаде в Берлине, где азербайджанской эмиграцией велась активная издательская деятельность, выходила газета İstiqlal («Независимость») (1932–1934) и журнал Qurtuluş («Спасение») (1934–1938). В 1934 г. в Брюсселе подписал от азербайджанской стороны вместе с А. М. Топчибашевым «Декларацию о Кавказской конфедерации», согласно которой после свержения советской власти планировалось создать конфедерацию восстановленных кавказских государств (АДР, Грузинской демократической республики, Республики Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана; в составе Союза было зарезервировано место и для Армении), обладавшую единой армией, политической и таможенной границей. В 1935 г. вместе с Н. Н. Жорданией и М. Г. Сунжевым вошёл в состав президиума Совета конфедерации Кавказа, ставшего прообразом будущего правительства Кавказской конфедерации. В августе 1936 г. организовал в Варшаве конференцию партии «Мусават», на которой по его инициативе были приняты «Новые программные основы партии», В этом документе главной целью организации провозглашалась борьба за независимость Азербайджана от СССР и вхождение его в состав политического, военного и экономического объединения с другими республиками Кавказа.
После начала Второй мировой войны 1939–1945 гг. и оккупации в 1939 г. Польши войсками Третьего рейха Расулзаде уехал во Францию. С вторжением туда немецких войск в 1940 г. перебрался в Швейцарию. По приглашению руководителя польского правительства в изгнании В. Сикорского проживал в Лондоне (1940–1941). В знак протеста против сближения Великобритании и СССР в 1941 г. переехал в Бухарест. В 1942 г. по приглашению немецкой стороны прибыл в Берлин и после длительных переговоров дал согласие возглавить созданный летом того же года в Берлине Азербайджанский национальный комитет (председатель в 1942–1943). Выражал недовольство пропагандистским характером деятельности комитета (члены не имели доступа к азербайджанским военнопленным для ухода, права посещать части сформированного Азербайджанского легиона и т. д.). После поражения германских войск в Сталинградской битве 1942–1943 гг. настоял на расширении полномочий комитета (в частности, его члены получили право посещать лагеря для военнопленных для вербовки содержавшихся там азербайджанцев в легион, а также выступать перед частями легиона). Используя перелом в ходе Второй мировой войны, безуспешно пытался добиться официального признания независимости Азербайджана и других кавказских республик руководством Третьего рейха; после отказа подал в отставку с поста председателя Азербайджанского национального комитета и возвратился в Румынию.
В 1944 г. в связи с приближением советских войск к румынской границе покинул Бухарест. В 1944–1945 гг. проживал в Вене, в 1945–1947 гг. в Мюнхене, входившем в оккупационную зону США, где создал новую организацию под названием «Азербайджанское демократическое единство». Главной целью этого образования было противодействие выдаче СССР военнопленных азербайджанского происхождения. Однако ввиду решений Крымской (Ялтинской) конференции 1945 г. о взаимном возвращении США, СССР и Великобританией всех военнопленных и насильственно перемещённых лиц деятельность «Азербайджанского демократического единства» не увенчалась успехом.
Вследствие ухудшения советско-турецких отношений во 2-й половине 1940-х гг. наряду с другими лидерами азербайджанской эмиграции получил возможность вернуться в Турцию (1947). Организатор и почётный председатель (с 1949) Азербайджанского культурного общества, занимавшегося исследованием и пропагандой азербайджанской культуры и истории, оказанием материальной помощи азербайджанским эмигрантам.
Сотрудничал в издававшихся в Турции журналах Qafqaziya («Кавказ») (1951–1952), Azərbaycan «Азербайджан» (1952–1955, фактический руководитель), Birləşmiş Qafqaz («Объединённый Кавказ») (1953) и др. (Ягублу. 2015. С. 437–443).
В 1953 г. по приглашению «Американского комитета освобождения от большевизма» посетил США, где в эфире радиостанции «Голос Америки» выступил с обращением к азербайджанскому народу в связи с 35-й годовщиной провозглашения независимости Азербайджана. В своём обращении рассказал об основных вехах национального движения в Азербайджане и выразил убеждённость в обретении страной независимости в ближайшем будущем.
Политические, научные и литературные труды
В ряде теоретических работ, написанных накануне и в период Первой мировой войны 1914–1917 гг. сформулировал основы азербайджанской национальной идентичности. Выступил против унификации тюркских языков на базе османского языка, полагая, что «язык османских тюрков по сравнению с другими тюркскими диалектами более подвержен влиянию арабского, персидского и других иностранных языков», а в азербайджанском языке «тюркская лексика все же составляет большинство» (Rəsulzadə. Əsərləri. 2 cild. S. 222). В серии статей под общим названием «Национальное бытие», опубликованных в 1914 г. в журнале Dirilik («Бытие») фактически впервые в истории азербайджанской общественной мысли осуществил попытку систематизации представлений о нации в соответствии с требованиями политической науки начала 20 в. Отвергал отождествление религиозной (умма) и национальной (миллет) общностей, подчёркивал, что понятие «нация» относится к этническим общностям, основывающимся на общем языке, культуре, территории истории и религии (отводил ей второстепенную роль в формировании нации). Ключевыми факторами в выработке национальной идеи признавал формирование исторической памяти и развитие языка (в этой связи отстаивал очищение лексики азербайджанского языка от иностранных заимствований). Обеспечить решение поставленных задач должны были представители национальной интеллектуальной элиты.
В 1920 г. написал одно из значительных своих произведений – «Сиявуш нашего времени» (опубликовано в 1923), ставшее первым из серии трудов Расулзаде, в которых обобщался опыт азербайджанского национального движения. Это сочинение было написано под влиянием поэмы «Шах-наме» Фирдоуси, в особенности одной из её глав – «Легенды о Сиявуше». Рассматривал ряд ключевых событий истории Азербайджана: войны Османской империи и Персии за господство над ним, присоединение Северного Азербайджана к Российской империи, приобщение азербайджанцев через знакомство с русской культурой к достижениям европейской науки и искусства, значение Февральской революции 1917 г. для развития азербайджанского национального движения и образования АДР. Считал, что независимый Азербайджан должен стать пионером в деле строительства национальной государственности в мусульманском мире.
В произведении «Азербайджанская республика» (1923) представил краткий очерк истории Азербайджана (включая сведения по исторической географии, истории азербайджанской культуры, биографии выдающихся представителей национальной интеллигенции и т. д.). Особенное внимание уделил главным вехам развития азербайджанского национального движения (революция 1905–1907, Февральская революция 1917, съезды мусульман 1917, мартовские события 1918), центрами которого, по его мнению, являлись Баку и Гянджа. Основная часть книги была посвящена истории АДР, доказательству её процветания и жизнеспособности. Расулзаде отстаивал идею независимости Азербайджана и подвергал критике политику большевиков в национальных окраинах. Работа произвела на Сталина настолько сильный эффект, что 16 сентября 1923 г. он поручил партийному руководству Азербайджанской ССР подготовить разоблачающий ответ Расулзаде. В последовавших трудах советских историков (А. Стеклова, А. Раевского и т. д.) и азербайджанских партийных деятелей (М. Д. Гусейнова, М. Кулиева) АДР представлялась марионеточным режимом, спонсируемым Антантой, а её правящая партия «Мусават» – мелкобуржуазной организацией.
В работе «Идеология независимости и молодёжь» (1925) провёл сравнительный анализ истории национальных движений народов Южного Кавказа и Прибалтики, а также «Актов о независимости» АДР, Грузинской демократической республики и Эстонской республики. Пришёл к выводу о неготовности политиков стран Закавказья к провозглашению государственной независимости своих стран, что, по его мнению, было обусловлено незавершённостью процесса формирования национального самосознания кавказских народов (Балаев. 2014. С. 244–248). Книга «Политическая ситуация в России» (1926) была посвящена жёсткой критике советского государственного строя.
В 1930 г. опубликовал в Париже работу «О пантуранизме: в связи с кавказской проблемой» (на русском языке, основана на прочитанном перед этим докладе). Опровергал представления об агрессивном характере идей пантюркизма, отрицал приписываемое их приверженцам стремление основать единое тюркское государство. Считал пантюркизм отражением роста национального самосознания тюркских народов.
В 1950-х гг. публиковал статьи, посвящённые проблеме независимости Азербайджана, его истории, вкладе азербайджанцев в мусульманскую культуру, необходимости создания Кавказской конфедерации.
С 1930-х гг. занимался литературоведческими, культурологическими и историческими исследованиями. В работе «Азербайджанский поэт Низами (1141–1209)» (1951) исследовал биографию и творчество поэта и мыслителя Низами Гянджеви. В книге «Современная азербайджанская литература» (1950), предлагал свою интерпретацию произведений ряда азербайджанских литераторов 20 в. (Г. Джавида, Д. Джаббарлы, С. Вургуна и т. д.), доказывая их приверженность идее независимости страны. В труде «Современная история Азербайджана» (1951) обосновывал, что установление советской власти в Азербайджане имело пагубные последствия для страны, приведя к экономическому кризису и упадку национальной культуры. Доказывал, что утверждение советского строя сопровождалось сопротивлением населения и репрессиями со стороны новой власти. В то же время отмечал достижения большевиков в борьбе с неграмотностью, в развитии образования, науки, искусства, в создании широкой сети культурно-просветительских учреждений.
Автор пьес «Огни во тьме» (1907), «Неожиданная беда» (1908), посвящённых пропаганде азербайджанского самосознания; ряда стихотворений, в которых прославлялся научный прогресс, обличались социальная несправедливость, национальные конфликты и т. д. (Ягублу. 2015. С. 162–163).
В 1954 г. опубликовал в газете Dünya «Мир» в Стамбуле воспоминания об И. В. Сталине. Хронологически мемуары охватывают период с момента знакомства автора со Сталиным до эмиграции Расулзаде из СССР. Описал свои взаимоотношения со Сталиным на фоне знаковых политических событий (революция 1905–1907, Февральская революция 1917, установление советской власти в Азербайджане и т. д.).
Похоронен на кладбище Джебеджи Асри в Анкаре.
Памятники М. Э. Расулзаде были установлены в 1993 г. в г. Закаталы и селе Новханы (скульптор Дж. Дадашев). Его портрет был помещён на купюре в 1 тыс. манат, имевшей хождение в 1993–2006 гг.